Что будет «знать» единая база данных населения
Правительство предлагает централизовать все сведения о россиянах
С 2025 года в России начнёт полноценно функционировать единая база данных о населении страны, следует из законопроекта Правительства, который поступил в Госдуму 23 июля. Какую информацию соберут в этом «банке данных» и чем он будет полезен простым гражданам?
У кого будет доступ к базе
В единой базе данных будет аккумулироваться информация из ныне разрозненных реестров разных государственных структур — МВД, Минобороны, Минобрнауки, ФНС, Пенсионного фонда, Фонда ОМС и других. Каждое ведомство станет отвечать за достоверность переданных сведений.
Курировать базу, то есть наполнять её и защищать, будет Федеральная налоговая служба. Это вполне рациональный выбор, считает член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Айрат Фаррахов. Потому что ФНС достигла заметных успехов в области цифровизации, а созданная этим ведомством электронная база наиболее совершенна, пояснил он. «Если говорить о степени развития информационных технологий в отдельных отраслях, то Федеральная налоговая служба сегодня на самом высоком уровне, она одна из лучших в мире в этом направлении», — сказал депутат «Парламентской газете».
В «Концепции формирования и ведения единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации», которую кабмин утвердил в июле 2017 года, отмечалось, что никаких новых данных, которые доселе государством не учитывались, в эту базу включать не будут. Но в законопроекте такие полномочия предоставлены ФСБ и Службе внешней разведки: они смогут вносить в базу сведения, «ранее не учтённые в иных государственных и муниципальных информационных ресурсах».
Пользоваться банком данных смогут органы власти всех уровней, органы управления внебюджетными фондами (ОМС и прочие), а также избирательные комиссии. Кроме того, доступ к ней будет у многофункциональных центров (МФЦ).
Россияне тоже смогут видеть свои данные в базе: в Концепции Правительства отмечалось, что эту возможность обеспечит портал «Госуслуги».
Какие данные попадут в базу
В «банк данных» будут включать информацию не только о гражданах России, но также обо всех находящихся в нашей стране иностранцах. Сбору подлежат два типа сведений: базовые и дополнительные.
- сведения о гражданине:
- настоящие и предыдущие (при наличии) ФИО;
- дата и место рождения;
- дата и место смерти;
- настоящий и предыдущий (при наличии) пол;
- гражданство (при наличии);
- идентификаторы (реквизиты, серия и номер, иные данные) документов:
- свидетельство о рождении;
- свидетельство о смерти;
- удостоверение личности (паспорт);
- статус иностранного гражданина (разрешение на временное проживание, вид на жительство, трудовой патент и так далее);
- ИНН;
- свидетельство о регистрации ИП;
- СНИЛС, полис ОМС и соцстрахования;
- сведения о постановке на учёт в службе занятости;
- документы об образовании, квалификации, учёной степени и учёного звания;
- учётная запись в ЕСИА.
Дополнительные сведения:
- о семейном положении (реквизиты свидетельства о браке/разводе);
- о родственных связях (ссылки на имеющиеся в базе данные о родителях, супруге и детях гражданина).
Зачем нужна единая база данных?
Централизованный сбор данных о гражданах позволит обеспечить достоверность и непротиворечивость сведений, которые сейчас числятся в реестрах разных служб.
В пояснительной записке к законопроекту Правительство отмечает, что создание единой базы данных обеспечит, среди прочего, «переход на качественно новый уровень расчёта и начисления налогов на доходы физических лиц». На фискальной составляющей, к слову, акцентировалось внимание в Концепции создания базы: говорилось, что её основная цель — «совершенствование контроля за начислением и поступлением страховых взносов на счета физлиц».
В проекте закона также говорится, что единая база данных о населении поможет ускорить принятие решений органами власти, улучшить качество госуслуг (особенно в электронной форме), противодействовать мошенничеству при получении льгот и уплате налогов. Ещё там указано, что база будет обеспечивать избирательные права граждан и процесс военного призыва.
«Все почему-то сразу думают о налоговой службе и полиции, которые «будут всё знать». Но они и так про нас знают, — отметил член Комитета Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин. — А эта мера будет антибюрократической, позволит свести к минимуму злоупотребления данными граждан».
По его словам, подобный банк данных — это не отечественное ноу-хау, такие системы довольно успешно действуют уже во многих странах — лидерах технологий.
«Как депутат, постоянно ведущий приём граждан, я знаю, какая это проблема для наших людей - собирать справки и носить их из одного ведомства в другое, постоянно сталкиваться с неполнотой архивов, с несовпадениями данных о себе в десятках разных реестров и баз. Единый ресурс эти проблемы решит, особенно с вводом электронных удостоверений личности», — сказал он «Парламентской газете».
Все почему-то сразу думают о налоговой службе и полиции, которые «будут всё знать». Но они и так про нас знают.
Создание ресурса со сведениями о населении было поручено Правительству указом Президента России Владимира Путина ещё в январе 2016 года. Через полгода в кабмине уже начали обсуждать концепцию единой базы данных. Уже тогда премьер-министр Дмитрий Медведев говорил, что проект удастся завершить не раньше 2025 года.
«Но появление такого регистра населения в обозримой перспективе существеннейшим образом оптимизирует государственные услуги в электронном виде», — подчёркивал председатель Правительства.
С ним соглашался в то время исполнявший обязанности министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров: «Это позволит и более оптимально оказывать госуслуги, и снизить расходы, потому что сегодня вся эта информация учитывается в различных разобщённых ведомственных системах».
Ещё материалы: Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Антон Горелкин