Что будет за езду на летней резине зимой
Новый техрегламент ТС разрешил большегрузам использовать всесезонные шины
Грузовые автомобили массой более 3,5 тонн больше не нужно «обувать» в зимнюю резину. Для легковых автомобилей правила остались неизменны: до 1 декабря водителям стоит побеспокоиться об установке зимних шин. Повлечёт ли нарушение этого правила штраф?
Регламент согласился с реальностью
До сегодняшнего дня абсолютно все автомобили должны были комплектоваться зимними шинами в холодное время года — декабрь, январь и февраль. Но 11 ноября вступили в силу поправки в технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств». Одна из них касается требований к шинам и колёсам. По новым правилам, зимние шины теперь обязаны ставить только владельцы легковых авто, в том числе «газелек» с вместимостью до восьми пассажиров, а также грузовиков массой до 3,5 тонн. На остальной транспорт, то есть автобусы и фуры, это правило теперь не распространяется.
По словам экспертов, такие поправки приводят документ в соответствие с реальностью. Для автобусов и грузовиков как таковой летней резины нет — они используют так называемые «всесезонные» покрышки, которые с точки зрения техрегламента вообще больше подходят под определение зимних. И поправка была внесена для того, чтобы устранить это противоречие.
Зато насчёт большегрузов в техрегламент введено положение, которое впервые регламентирует использование цепей противоскольжения. Согласно ему, требования об использовании таких цепей на автобусах (вместимостью более восьми пассажиров) и грузовиках (массой более 3,5 тонн) устанавливаются законами стран — участниц Евразийского экономического союза «в зависимости от климатических и географических факторов или технологических особенностей». Но есть общее правило: автобусы массой более пяти тонн можно не комплектовать такими цепями, если это не позволяет его конструкция либо на нём установлены зимние шины.
Когда «переобувать» легковые автомобили
Технический регламент ТС определяет, что шипованные покрышки должны использоваться в зимний период, а именно в декабре, январе и феврале. То есть если в ноябре город накрыла гололедица, а человек поехал на работу на машине с летней резиной — технически он ничего не нарушает. Но уже с 1 декабря движение на таких покрышках будет нарушением.
Правда, штраф за это нарушение не последует. Потому что в России их выписывают на основании Кодекса об административных нарушениях, а в нём не установлена ответственность за нарушение требований техрегламента ТС.
Накануне ряд СМИ сообщил, якобы с сегодняшнего дня россиян будут штрафовать за езду на летней резине, и даже называли предполагаемые суммы штрафа. Однако это неправда. В ГИБДД также опровергли эти сведения: «Административная ответственность за эксплуатацию транспортного средства категорий М1 (легковые авто) и N1 (грузовики массой до 3,5 тонн), неукомплектованного зимними шинами в зимнее время, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях не установлена».
За какие шины штрафуют
В 1993 году Правительство утвердило Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации. В приложении к ним есть перечень неисправностей автомобиля, при которых ему нельзя выезжать на дорогу. И именно на эти положения ссылается КоАП РФ в части безопасности дорожного движения. Подчеркнём: об использовании летней резины в холодное время года там нет ни слова.
Согласно КоАП РФ, дорожная полиция может вынести предупреждение или выписать штраф в размере 500 рублей за следующие неисправности колёс и шин:
1. Износ протектора
- для мототранспортных средств глубина рисунка протектора шин составляет до 0,8 мм;
- для грузовиков и прицепов массой от 3,5 тонн — до 1 мм;
- для легковых автомобилей, грузовиков и прицепов массой до 3,5 тонн — до 1,6 мм;
- для автобусов (вместимость более восьми пассажиров) — до 2 мм.
2. Повреждения шин, обнажающие корд, а также расслоение каркаса, протектора и боковины.
3. Отсутствие болта или гайки крепления либо наличие трещин на диске и ободьях или видимых нарушений формы и размеров крепёжных отверстий.
4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.
5. На одной оси использованы разные шины (по размеру, конструкции, модели, рисункам протектора, морозостойкости, новизне и наличию шипов).