Что будет с продажей пива в России
«Парламентская газета» разбиралась, насколько жизнеспособны последние законодательные инициативы, касающиеся «пенного напитка»
Сразу несколько новостей на текущей неделе касались оборота пивных напитков в России. Среди предложений Правительства, парламентариев и экспертов — разрешить торговлю пивом по ночам и в объектах нестационарной торговли, вернуть слабоалкогольные напитки на автозаправки и полностью запретить рекламу безалкогольного пива. «Парламентская газета» разбиралась, насколько жизнеспособны эти инициативы.
В банках доступнее
Запрет на продажу пива в нестационарных торговых точках, а также в ночное время действует в России с 2013 года. Однако в начале этой недели Минпромторг получил от экспертов торговой отрасли предложение разрешить продажу пива в алюминиевых банках по ночам, а также в ларьках и киосках. По данным «Коммерсанта», это было сделано в рамках поддержки алюминиевой отрасли, которая находится под санкциями.
По мнению первого зампреда Комитета Госдумы по охране здоровья Федота Тумусова, делать исключения из существующих правил нельзя — пусть и ради спасения крупного бизнеса. «Я считаю, что такое предложение не только неправильно, но и крайне вредно, — убеждён депутат. — Понятно, что с точки зрения экономической выгоды такая мера оправданна, но нельзя же продолжать спаивать население!»
С коллегой согласен и зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Говорин: по его убеждению, в антиалкогольном законодательстве нельзя делать никаких послаблений. «Мы сегодня развиваем превентивную медицину, говорим о здоровом образе жизни, о сохранении нации, о демографических национальных проектах. Понятно, что всё, что направлено против реализации этих целей, крайне вредно и недопустимо, — сказал «Парламентской газете» законодатель.
Реклама действует исподволь
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций уже высказалось против этой идеи: по данным представителей ведомства, именно за счёт рекламы безалкогольного пива в России снизилось потребление пива с содержанием алкоголя. А чиновники Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и вовсе не видят оснований для запрета такой рекламы, поскольку Закон «О рекламе», за исполнением которого следит ведомство, запрещает рекламу продукции с содержанием алкоголя, а безалкогольное пиво такой продукцией не является.
Никто не смотрит на то, алкогольное оно или безалкогольное, а смотрят всегда на бренд.
С такой позицией категорически не согласен член Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко. «Лично я считаю, что целесообразно полностью запретить рекламу безалкогольного пива, — сказал «Парламентской газете» законодатель. — Потому что никто не смотрит на то, алкогольное оно или безалкогольное, а смотрят всегда на бренд — будь то «Хайнекен», «Гиннес» и так далее. Таким образом, эта реклама пивных марок, побуждающая людей потреблять в том числе алкогольные напитки».
Депутат надеется, что его коллеги по комитету выступят единым фронтом за запрет рекламы пивной продукции независимо от уровня содержания в ней спиртного.
Пиво для водителей
Среди «пивных» инициатив этой недели и предложение Правительства снять запрет на торговлю слабоалкогольными напитками (крепостью до 16,5 процента) на автозаправочных станциях. По информации «Ведомостей», предложения по возврату пива и вина на АЗС обсуждались в первых числах октября на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака в контексте стабилизации розничного топливного рынка. Кстати, соответствующую инициативу сенатора Геннадия Орденова, предложенную ещё в марте 2017 года, поддержали в Минэкономразвития, Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), а также Российском топливном союзе (РТС).
«Я считаю, что такая мера совершенно неприемлема, и делать этого ни в коем случае нельзя, — возмущён Николай Говорин. — Мы, напротив, должны стремиться к тому, чтобы все алкогольные напитки преимущественно продавались в специализированных магазинах. Как можно продавать пиво и другие слабоалкогольные напитки на автозаправках? Там могут продаваться вода, кофе — всё, что нужно путешественнику в дорогу. Но ни в коем случае не алкогольные напитки!»
Сходного мнения придерживается и Николай Герасименко. «У нас и так магазинов для продажи алкоголя больше всех в мире на душу населения. Ни в одной стране мира такого количества магазинов по продаже алкоголя просто нет! А у нас на каждом углу продаётся этот алкоголь», — негодует парламентарий. По его твёрдому убеждению, число точек, торгующих алкоголем, надо не увеличивать, а сокращать.
Лебедь, рак и щука
По мнению опрошенных «Парламентской газетой» законодателей, позиции Правительства и отдельных его ведомств в отношении регулирования алкогольного рынка напоминают известную басню Крылова: в то время как одни министерства пытаются ограничить оборот спиртного, другие, напротив, ратуют за послабления в этой сфере.
«Нам нужно определиться — мы всё-таки будем выполнять Послание Президента об увеличении продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году или нет? — задаётся вопросом Николай Герасименко. — Для выполнения этой амбициозной задачи необходима консолидация усилий всех ветвей власти — и исполнительной, и законодательной, и судебной. Но у нас, к сожалению, идёт явный диссонанс между социальным блоком Правительства, который предлагает для снижения смертности населения увеличить возраст продажи алкоголя, ограничить его рекламу и много чего другого. В то же время экономический блок Правительства — Минпромторг, Минэкономразвития, ФАС — стоят за то, чтобы увеличивать продажи спиртных напитков».
Сегодня высокая смертность населения во многом связана с пьянством: это и ДТП, и отравления, и утопления, и суициды.
Законодатель напомнил, что смертность людей в трудоспособном возрасте в России в несколько раз превышает европейские показатели. А одна из основных причин смертности — алкоголь, провоцирующий инфаркты, инсульты, цирроз печени, панкреонекроз и другие тяжёлые заболевания.
«Сегодня высокая смертность населения во многом связана с пьянством: это и ДТП, и отравления, и утопления, и суициды, — вторит коллеге Николай Говорин. — Поэтому любые меры, направленные на снижение объёма производимого алкоголя, оправданны. Нужна продуманная государственная политика по борьбе с алкоголизацией населения».
По словам парламентария, при принятии любых решений, касающихся оборота алкоголя, нужно основываться не только на финансовых расчётах. Не менее важно учесть уровень алкогольной смертности и другие социально-медицинские последствия, которые «совершенно несоизмеримы с выгодой, которую получает бизнес».
Ещё материалы: Федот Тумусов, Николай Герасименко, Николай Говорин , Андрей Свинцов