Все о пенсиях в России

два дня назадУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

два дня назадРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

20.11.2024На индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Что будет с продажей пива в России

«Парламентская газета» разбиралась, насколько жизнеспособны последние законодательные инициативы, касающиеся «пенного напитка»

07.10.2018 15:50

Автор: Фидель Агумава

Что будет с продажей пива в России
Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Сразу несколько новостей на текущей неделе касались оборота пивных напитков в России. Среди предложений Правительства, парламентариев и экспертов — разрешить торговлю пивом по ночам и в объектах нестационарной торговли, вернуть слабоалкогольные напитки на автозаправки и полностью запретить рекламу безалкогольного пива. «Парламентская газета» разбиралась, насколько жизнеспособны эти инициативы.

В банках доступнее

Запрет на продажу пива в нестационарных торговых точках, а также в ночное время действует в России с 2013 года. Однако в начале этой недели Минпромторг получил от экспертов торговой отрасли предложение разрешить продажу пива в алюминиевых банках по ночам, а также в ларьках и киосках. По данным «Коммерсанта», это было сделано в рамках поддержки алюминиевой отрасли, которая находится под санкциями.

Послаблений для продажи пива не будет

По мнению первого зампреда Комитета Госдумы по охране здоровья Федота Тумусова, делать исключения из существующих правил нельзя — пусть и ради спасения крупного бизнеса. «Я считаю, что такое предложение не только неправильно, но и крайне вредно, — убеждён депутат. — Понятно, что с точки зрения экономической выгоды такая мера оправданна, но нельзя же продолжать спаивать население!»

С коллегой согласен и зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Говорин: по его убеждению, в антиалкогольном законодательстве нельзя делать никаких послаблений. «Мы сегодня развиваем превентивную медицину, говорим о здоровом образе жизни, о сохранении нации, о демографических национальных проектах. Понятно, что всё, что направлено против реализации этих целей, крайне вредно и недопустимо, — сказал «Парламентской газете» законодатель.

Реклама действует исподволь

Зампред думского Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов 4 октября сообщил, что в палате готовится инициатива о полном запрете рекламы безалкогольного пива. По словам депутата, это вопрос решённый, и осталось только понять, как именно ввести такой запрет. «Мы уже в Государственной Думе об этом говорили неоднократно, сейчас обсуждаем на разных площадках, как правильно это сделать. Не то что делать или не делать — это вопрос решённый; вопрос — как», — сообщил депутат.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций уже высказалось против этой идеи: по данным представителей ведомства, именно за счёт рекламы безалкогольного пива в России снизилось потребление пива с содержанием алкоголя. А чиновники Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и вовсе не видят оснований для запрета такой рекламы, поскольку Закон «О рекламе», за исполнением которого следит ведомство, запрещает рекламу продукции с содержанием алкоголя, а безалкогольное пиво такой продукцией не является.

Никто не смотрит на то, алкогольное оно или безалкогольное, а смотрят всегда на бренд.

С такой позицией категорически не согласен член Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко. «Лично я считаю, что целесообразно полностью запретить рекламу безалкогольного пива, — сказал «Парламентской газете» законодатель. — Потому что никто не смотрит на то, алкогольное оно или безалкогольное, а смотрят всегда на бренд — будь то «Хайнекен», «Гиннес» и так далее. Таким образом, эта реклама пивных марок, побуждающая людей потреблять в том числе алкогольные напитки».

Депутат надеется, что его коллеги по комитету выступят единым фронтом за запрет рекламы пивной продукции независимо от уровня содержания в ней спиртного.

Пиво для водителей

Среди «пивных» инициатив этой недели и предложение Правительства снять запрет на торговлю слабоалкогольными напитками (крепостью до 16,5 процента) на автозаправочных станциях. По информации «Ведомостей», предложения по возврату пива и вина на АЗС обсуждались в первых числах октября на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака в контексте стабилизации розничного топливного рынка. Кстати, соответствующую инициативу сенатора Геннадия Орденова, предложенную ещё в марте 2017 года, поддержали в Минэкономразвития, Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), а также Российском топливном союзе (РТС).

На бутылках с водкой нарисуют «страшные картинки»

«Я считаю, что такая мера совершенно неприемлема, и делать этого ни в коем случае нельзя, — возмущён Николай Говорин. — Мы, напротив, должны стремиться к тому, чтобы все алкогольные напитки преимущественно продавались в специализированных магазинах. Как можно продавать пиво и другие слабоалкогольные напитки на автозаправках? Там могут продаваться вода, кофе — всё, что нужно путешественнику в дорогу. Но ни в коем случае не алкогольные напитки!»

Сходного мнения придерживается и Николай Герасименко. «У нас и так магазинов для продажи алкоголя больше всех в мире на душу населения. Ни в одной стране мира такого количества магазинов по продаже алкоголя просто нет! А у нас на каждом углу продаётся этот алкоголь», — негодует парламентарий. По его твёрдому убеждению, число точек, торгующих алкоголем, надо не увеличивать, а сокращать.

Лебедь, рак и щука

По мнению опрошенных «Парламентской газетой» законодателей, позиции Правительства и отдельных его ведомств в отношении регулирования алкогольного рынка напоминают известную басню Крылова: в то время как одни министерства пытаются ограничить оборот спиртного, другие, напротив, ратуют за послабления в этой сфере.

Фото: ПГ / Геннадий Михеев

«Нам нужно определиться — мы всё-таки будем выполнять Послание Президента об увеличении продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году или нет? — задаётся вопросом Николай Герасименко. — Для выполнения этой амбициозной задачи необходима консолидация усилий всех ветвей власти — и исполнительной, и законодательной, и судебной. Но у нас, к сожалению, идёт явный диссонанс между социальным блоком Правительства, который предлагает для снижения смертности населения увеличить возраст продажи алкоголя, ограничить его рекламу и много чего другого. В то же время экономический блок Правительства — Минпромторг, Минэкономразвития, ФАС — стоят за то, чтобы увеличивать продажи спиртных напитков».

Сегодня высокая смертность населения во многом связана с пьянством: это и ДТП, и отравления, и утопления, и суициды.

Законодатель напомнил, что смертность людей в трудоспособном возрасте в России в несколько раз превышает европейские показатели. А одна из основных причин смертности — алкоголь, провоцирующий инфаркты, инсульты, цирроз печени, панкреонекроз и другие тяжёлые заболевания.

«Сегодня высокая смертность населения во многом связана с пьянством: это и ДТП, и отравления, и утопления, и суициды, — вторит коллеге Николай Говорин. — Поэтому любые меры, направленные на снижение объёма производимого алкоголя, оправданны. Нужна продуманная государственная политика по борьбе с алкоголизацией населения».

По словам парламентария, при принятии любых решений, касающихся оборота алкоголя, нужно основываться не только на финансовых расчётах. Не менее важно учесть уровень алкогольной смертности и другие социально-медицинские последствия, которые «совершенно несоизмеримы с выгодой, которую получает бизнес».