Все о пенсиях в России

24.12.2024В Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Четверо из пяти водителей грузовиков не оформляют техосмотр

Без техкарт ездит и другой коммерческий транспорт — минивэны и автобусы

08.10.2024 19:18

Автор: Николай Козин

Четверо из пяти водителей грузовиков не оформляют техосмотр
  © Игорь Самохвалов/ПГ

Не более 17 процентов водителей в России законно оформляют техосмотр. Все остальные предпочитают просто его покупать у «серых» контор. Такой статистикой поделились участники круглого стола на тему «Техосмотр т/с как фактор обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом», прошедшего 8 октября в Совете Федерации. Почему система техосмотров дает сбои и как ее предлагают исправить — рассказывает «Парламентская газета».

«Серые» эксперты и передвижные станции

Ситуация с техосмотром в России, по словам участников дискуссии, сложилась непростая. В частности, были озвучены результаты большого исследования, в котором приняли участие 36 регионов России. Согласно совокупной статистики, в 2022 году техосмотр не прошли 4 975 699 транспортных средств из категорий N1, N2 и N3, то есть грузовики полной массой от 3,5 до 12 тонн и выше. Это свыше 74% от всех транспортных средств такого типа. С категориями М1, М2 и М3 — сюда попадают минивэны и автобусы — обстановка не лучше. 67% из них в 2022-м остались без техосмотра.

«Каким образом эти транспортные средства, безопасность и работоспособность которых не подтверждена никакими исследованиями и документами, у нас сейчас колесят по дорогам и перевозят не только грузы, но и пассажиров, совершенно непонятно», — задался вопросом президент союза «ТехЭксперт» Сергей Зайцев.

В отдельных регионах, по словам Зайцева, ситуация может быть еще хуже, чем в целом по стране. Местами количество транспортных средств, имеющих свидетельства о прохождении техосмотра, колеблется в районе 25-30%. А в отдельных регионах, например в Сибирском федеральном округе, оно и вовсе составило 16%.

«Законопослушных автовладельцев у нас 15-17%, — заключил эксперт. — Все остальные спокойно покупают левый техосмотр и никаких соответствующих процедур не проходят. И, по предварительным данным от 2023 года, ситуация повторяется».

Силуанов: Пенсии будут проиндексированы с января 2025-го на уровень инфляции

Усугубляется дело тем, что в России расплодились передвижные станции техосмотра. В одном только Петербурге, например, их работает 18 штук. Функционал таких станций сильно ограничен: например, они не имеют эстакад для замера загрязняющих веществ в выхлопе двигателя и не способны обеспечить адекватную работу чувствительного диагностического оборудования, отказывающего уже при температуре в -5 градусов. Только за декабрь — январь эти станции реализовали в Северной столице 39 тысяч техкарт, причем на одной из них, как показала проверка, один-единственный менеджер ухитрился оформить 11 тысяч техкарт за три месяца. По словам экспертов, не вызывает сомнений тот факт, что техкарты эти липовые, проверить столько автомобилей в такой короткий срок невозможно физически.

Обязательный техосмотр возвращать не станут

Впрочем, и к стационарным пунктам техосмотра порой возникают претензии. Так, по словам президента «Московского транспортного союза» Юрия Свешникова, их количество неуклонно сокращается. Отчасти виноваты в этом «серые» эксперты, которые забирают себе клиентов. Отчасти — тарифы, которые не менялись уже много лет и не учитывают выросший уровень инфляции.

«При этом даже на сохранившихся пунктах техосмотра часто не хватает сотрудников ГИБДД, — подчеркнул Свешников. — В результате у нас автобусы не могут пройти техосмотр по несколько недель. А иногда время ожидания растягивается и до месяца, то есть месяц автобус стоит, это неисполнение расписаний, госконтракты, неудобства для пассажиров и так далее».

Кому и на сколько повысят пенсии в 2025 году

Директор «Объединения автопассажирских перевозчиков» Татьяна Ракулова в свою очередь отметила, что сегодня транспорт на техосмотр нужно в обязательном порядке привозить и увозить на эвакуаторе. Иногда, по ее словам, доходит до абсурда: даже если техкарту не дали из-за трещины в лобовом стекле, а с ходовой частью все в порядке, эвакуатор все равно необходим. Между тем каждый его вызов обходится в 20-50 тысяч рублей в зависимости от региона, и перевозчикам это сильно бьет по карману.

Представители власти в свою очередь отметили, что хоть проблемы и есть, работа по ним ведется. Так, заместитель директора департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития Игорь Судец отметил, что возвращаться к практике повсеместного обязательного техосмотра на данный момент не планируется.

«Если мы посмотрим статистику по годам, то увидим, что она вовсе не такая удручающая и в целом напротив, достаточно позитивная, — пояснил Судец. — Поэтому предпосылок к тому, что решение в 2022 году было принято неправильное, нужно все отменять и возвращать как было, нет».

Замглавы ФАС Нелли Галимханова в свою очередь прокомментировала заявления, что стоимость техосмотра сегодня не покрывает расходов на его проведение и не учитывает накопившейся за минувшие годы инфляции.

МИД РФ: В НАТО отрабатывают возможные сценарии боевых действий против России

«У нас есть механизм индексации, есть механизм, согласно которому операторы могут предоставить регулятору обосновывающие документы, и, если регулятор сочтет их достаточными, в тариф могут внести изменения на уровне региона, — подчеркнула Галимханова. — Поэтому проблемы, которые есть на данный момент, — это проблемы не методики расчетов, а отрасли. В том числе наличие «серых» операторов. Если мы эту проблему не решим, то придем в итоге к абсурду, когда у нас тариф на техосмотр будет устанавливаться исходя из заезда на пункт одного потребителя и фактически нулевой загрузки».

По итогам обсуждения член Комитета Совета Федерации по экономической политике Валерий Васильев предложил присутствующим направить в Совфед свои рекомендации и пожелания. В течение ближайшей недели будет продолжаться их сбор, в течение двух недель итоговый документ направят в профильные органы власти.

Читайте также:

• Водителям запретят тыкать пальцем в навигатор

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 2331

Ещё материалы: Валерий Васильев