Чем знаменита Спасская башня
Спасская башня. Фото: public domain
26 апреля 1658 года царь Алексей Михайлович указом переименовал главную башню Московского Кремля в Спасскую. Эта башня была построена в 1491 году в период княжения Ивана III, о чем свидетельствуют надписи на белокаменных плитах, установленных на башне.
Строительство башни положило начало сооружению восточной линии укреплений Кремля. Первоначально башня называлась Фроловской по церкви во имя Святых Фрола и Лавра, куда вела дорога из Кремля через эти ворота.
Свое новое название башня получила в честь иконы Спаса Нерукотворного, которую государь привез из Вятки, где образ прославился многочисленными исцелениями, свершавшимися перед ним. Икона была привезена в Кремль и поставлена в Успенском соборе, а ворота, через которые в Кремль был внесен образ, стали именовать Спасскими.
С древнейших времен Спасские ворота считались главными воротами Кремля и почитались в народе «святыми». Через них проходили торжественные шествия духовенства, крестные ходы и выходы Патриарха, они служили парадным въездом в Кремль царей и императоров. Из священных ворот уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. Через них запрещалось проезжать верхом и проходить с покрытой головой. А на образ Спаса Нерукотворного молились приговоренные к смерти преступники, которых казнили на Лобном месте.
В середине XVII века на главную башню Кремля водрузили двуглавого орла — герб Российского государства, а пятиконечная звезда на Спасской башне была установлена в 1935 году. Через два года её заменили другой. Внутри звезды круглосуточно горит лампа мощностью 5000 Вт, а сама звезда вращается от ветра, как флюгер. Высота башни до звезды — 67,3 метра, со звездой — 71 метр.
На Спасской башне находятся также главные часы страны — кремлевские куранты. Первые часы были установлены здесь в 1491 году, а в начале XVIII века их сменили голландские часы «с музыкой». Нынешние куранты были смонтированы в середине XIX века. И сегодня куранты на Спасской башне — подлинные механические часы с гиревым приводом.