Чем опасна чрезмерная открытость в Интернете
В Общественной палате проанализировали поведение российских подростков в Сети
![Чем опасна чрезмерная открытость в Интернете Чем опасна чрезмерная открытость в Интернете](https://www.pnp.ru/upload/entities/2020/01/31/article/detailPicture/54/6f/cd/94/c9dac3b8c29eeb3b0a3361d050237e43.jpg)
Cегодня дети младше семи лет проводят в Интернете около трети своего времени. Возраст пользователей постоянно снижается, а типичные ошибки, которые подростки совершают в Сети, остаются неизменными, — они публикуют слишком много личной информации, доверяют незнакомцам, пренебрегают правилами кибергигиены. Чем грозит чрезмерная открытость в онлайн-пространстве, обсудили эксперты в пресс-центре «Парламентской газеты».
Охотнее всего дети рассказывают о своём местоположении
За год число публикаций в соцсетях подростков, содержащих излишне откровенную информацию, выросло на треть среди юношей и на 50 процентов среди девушек, рассказала председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Елена Сутормина.
По её словам, одной из центральных информационных угроз для молодёжи сегодня становится овершаринг — необдуманное размещение информации личного характера о себе или других людях в социальных сетях. «В период с ноября прошлого года по январь текущего центр «Безопасность 2.0», действующий при Комиссии Общественной палаты, провёл анализ поведения российских подростков в социальных сетях с точки зрения безопасности. Согласно данным мониторинга, за год количество постов в социальных сетях, содержащих личную информацию, увеличилось. Так, среди юношей в возрасте 13-17 лет рост показателя составил 30 процентов, среди девушек — 50 процентов», — констатировала Сутормина.
![](https://www.pnp.ru/upload/entities/2020/01/31/articleImage/image/d9/c0/fa/06/2d5b432c07602fdcc37fe3d3e32b46e2.jpg)
Эксперты проанализировали более 2,5 тысячи страниц несовершеннолетних в соцсетях из 14 регионов страны (среди них — Тверская, Калужская, Владимирская, Ярославская, Сахалинская области, Приморский край, Симферополь, Москва и Санкт-Петербург).
«Чрезмерная открытость подростков в Интернете способствует увеличению разнообразных форм кибермошенничества и росту уровня агрессии в подростковой среде. В частности, говорится об увеличении случаев онлайн-травли или кибербуллинга», — пояснила она.
Сутормина напомнила, что в прошлом году специалисты центра зафиксировали 638 эпизодов кибербуллинга, что в три раза больше по сравнению с данными 2018 года. Растёт и количество преступлений, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий: в 2019 году было зарегистрировано 294,4 тысячи таких правонарушений, что на 68,5 процента больше показателей 2018 года.
По её словам, чаще всего подростки делятся в соцсетях постами с указанием своих геоданных. Число таких публикаций выросло на 40 процентов. «На втором месте — фотографии на фоне дорогостоящих вещей, их количество выросло на 25 процентов, причём большинство таких публикаций также сопровождаются геотегами. На третьем месте — фото- и видеоматериалы с коллективных мероприятий, праздников», — отметила эксперт.
Кибербезопасности научат в школе
Делясь с пользователями личной информацией, подростки зачастую не понимают, что всё происходящее в онлайне реально, подчеркнула Сутормина. И указала на тенденцию снижения возраста пользователей Интернета: в Сеть регулярно выходят 93 процента подростков в возрасте 11-15 лет, а дети до семи лет проводят в киберпространстве около трети своего времени. При этом у 60 процентов детей моложе 11 лет есть гаджеты.
«Всё, что выкладывается в Сеть, становится инструментом не только для мошенников, — пояснил руководитель Аналитического центра Ассоциации участников рынка интернет-индустрии «Лига безопасного Интернета» Евгений Сулейманов. — Есть алгоритмы, которые классифицируют пользователей, собирают цифровой профиль, обратиться к которому впоследствии могут, к примеру, в вузах, чтобы узнать больше об абитуриентах».
Таким образом, пользуясь Всемирной паутиной, у ребят есть возможность не только «зарядить своё будущее на успех», отметил Сулейманов, но и разрушить своё будущее, опубликовав необдуманный пост.
![](https://www.pnp.ru/upload/entities/2020/01/31/articleImage/image/ca/0d/67/2d/7d7a7bc2fe77bbe2a090763573d2ce16.jpg)
Когда к человеку возникает интерес — со стороны медиа или злоумышленников — не составит большого труда свести все данные о персоне на основании его поведения в онлайне в единое досье, подтвердил директор по развитию обменной сети СМИ2 Юрий Синодов. «Технически с этим борются соцсети, позволяя создавать «исчезающий» контент, но больше всего об этом должны думать всё же сами пользователи», — уверен аналитик.
Так, родители должны нести ответственность за то, что делает ребёнок в Интернете, полагает научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории «Научно-методическое обеспечение экстренной психологической помощи» МГППУ Ростислав Прокопишин. «Взрослые ведь не дают детям алкоголь, понимая его опасность. Так и с цифровыми устройствами — прежде, чем давать гаджеты, нужно оценить все риски и рассказать о мерах безопасности», — считает он.
![](https://www.pnp.ru/upload/entities/2020/01/31/articleImage/image/ca/f7/f6/bd/4fb365d099562b957e99eb8d19acd7cc.jpg)
С цифровой грамотностью не всё так просто. Так, на уроках информатики в школах по-прежнему обучают подростков работать с текстовыми редакторами, напомнила председатель Молодёжного парламента при Госдуме Мария Воропаева. По её словам, в рамках этого предмета необходимо усилить просветительскую функцию.
![](https://www.pnp.ru/upload/entities/2020/01/31/articleImage/image/fd/cc/ca/ca/4a74ddd32070ae5ac716241f38d70769.jpg)
Кстати, в скором времени в школах появятся и соответствующие отдельные программы — в Минпросвещения поддержали инициативу общественников о введении уроков кибербезопасности в школах в рамках курса ОБЖ.