Все о пенсиях в России

14:18Участникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

13:22Россиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

вчераНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Чего будут стоить лицензии автобусным перевозчикам

К нововведениям транспортная отрасль не готова, считают в Госдуме

Тема: Как работает закон

16.01.2019 14:51

Автор: Дмитрий Гончарук

Чего будут стоить лицензии автобусным перевозчикам
Фото: ПГ/ Геннадий Михеев

С 1 марта автобусные перевозки должны лицензироваться в обязательном порядке. При этом подготовленные в Правительстве подзаконные нормативные акты идут вразрез с подписанным главой государства законом, заявил председатель Комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичёв. Он предложил перенести введение изменений с первого марта на более поздний срок.

Минтранс запутался в требованиях

Прошлогодние резонансные автокатастрофы с автобусами, в том числе в Тверской области с 13 погибшими и Чувашии (11 жертв), заставили власти вернуть лицензии на автобусные перевозки, которые были отменены в 2011 году. В конце октября президент Владимир Путин подписал закон о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров автобусами. Получать лицензию придётся не только маршрутчикам, но и для заказных перевозок. Кроме того, тахографами обяжут оснастить транспортные средства с разрешённой максимальной массой более 3,5 тонны и сидячими местами для более чем восьми пассажиров.

Требования к лицензиатам будут выше, чем к соискателям, рассказал 15 января членам профильного думского комитета директор Департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Алексей Бакирей.

Водителей, перевозящих более восьми пассажиров, обяжут получить лицензии
«Ряд требований проистекает из Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Действующие положения лицензирования не очень чётко соответствуют положениям 99-го закона («О лицензировании отдельных видов деятельности». — Прим. ред.) и устанавливают отсылочные нормы. Неконкретная общая формулировка порождает проблемы в правоприменении», — признал чиновник.

Ещё до принятия закона в Минтрансе начали работать над внедрением риск-ориентированного подхода, который предполагает категории риска, в соответствии с которыми установят периодичность плановых проверок.

«При этом мы будем опираться на те правонарушения, которые совершал перевозчик. По нашим оценкам, большинство перевозчиков будет относиться к низким категориям риска», — отметил Бакирей.

Не каждый перевозчик дождётся лицензии

По словам руководителя аппарата думского Комитета по транспорту и строительству Ираклия Асламазова, транспортная общественность и парламентарии предполагали, что подготовка нового положения о лицензировании позволит сделать этот документ более совершенным и отвечающим интересам перевозчиков.

«На самом деле мы столкнулись с тем, что подготовленный проект вызвал серьёзную обеспокоенность транспортной общественности. Они обращаются в комитет и выражают сомнения в правильности хода подготовки документа. Подход, когда в существующих законах выискивают требования, которые могут стать лицензионными, кажется нам методологически неверным», — сообщил Асламазов.

Лицензия — это допуск к работе, и получается, что те субъекты хозяйствования, у которых её нет, не могут начать деятельность, пока не будут соблюдены все требования.

«Если пытаться соблюсти все требования Закона «О транспортной безопасности», то может получиться так, что эта деятельность не сможет начаться никогда», — констатировал глава аппарата комитета.

Что касается необходимости тахографов, то правительственного постановления о том, на каких транспортных средствах должны устанавливаться эти приборы, до сих пор нет.

«Непонятно, зачем это требование нужно как лицензионное, если оно уже вытекает из действующего закона, тем более когда Правительство ещё не определилось», — недоумевает Асламазов.

С тем, что требование по тахографам избыточное, согласен представитель Дептранса Москвы Илья Богут. «Сегодняшние системы регионального навигационного контроля позволяют выполнить все процедуры», — сказал он.

В свою очередь, президент Московского транспортного союза Юрий Свешников обратил внимание на то, что 90 процентов автобусов предприниматели приобретают в лизинг. «От четырёх до пяти месяцев в лучшем случае проходит от приобретения автобусов до подачи заявки на получение лицензии. Перевозчику это обойдётся в сотни тысяч рублей в месяц за каждый автобус. То есть миллион заплатишь ещё до того, как начнёшь заниматься лицензированной деятельностью!» — возмущается эксперт.

При плановом обновлении в 60 тысяч автобусов в год бизнесу оно обойдётся примерно в семь миллиардов рублей, подсчитал Свешников. Получается, что пассажиры нескоро дождутся новой, более комфортной техники.

Отдельная проблема — «подменные» автобусы. Для машины взамен сломавшейся, которая понадобится на несколько часов, потребуется отдельная лицензия.

Председатель Комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичёв дважды перечитал проект положения и пришёл к выводу, что в таком случае стоит делать документ о лицензировании всех видов транспорта, чтобы все были в одинаковых условиях.

«Минтранс нас в очередной раз подтолкнул к мысли — третьего чтения законопроектов не будет без проектов нормативных актов, каких бы просьб ни было со стороны органов исполнительной власти», — подчеркнул законодатель.

«У меня есть предложение обратиться к председателю Правительства с открытым письмом по Закону «О транспортной безопасности», что полностью он сегодня выполняться не может. Если в проекте постановления о положении будет оставаться лицензирование автотранспорта, то сразу надо делать положение на все виды транспорта. Мы уверены, что такие требования не выполнят ни железнодорожные, ни авиаперевозчики», — подытожил дискуссию Москвичёв.