Бюджет пополнится за счёт объединения поселений
Сократить госаппарат собираются после создания нового вида муниципалитетов
Укрупнить муниципальные образования, уменьшить число госслужащих и направить освободившиеся средства на развитие городов и сёл предложила группа депутатов и сенаторов. Законопроект, продолжающий реформу местного самоуправления в России, они внесли в Госдуму 23 января.
Курс на централизацию властных полномочий
К семи видам муниципальных образований, имеющихся сейчас в стране, может добавиться новый — муниципальный округ. На необходимости таких поправок к Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» настаивают депутаты Алексей Диденко, Виктор Кидяев, Игорь Сапко, Андрей Марков, Михаил Емельянов, а также сенаторы Олег Мельниченко, Вячеслав Тимченко, Андрей Шевченко и Ахмат Салпагаров.
Изменения могут стать частью активной работы над стратегией пространственного развития государства и плавно вписаться в наметившийся тренд — укрупнение муниципалитетов как путём объединения поселений, так и образования на базе муниципального района городских округов.
С 2008 года число городских округов в России возросло на 71 и достигло 592, количество городских и сельских поселений сократилось на 2393.
Укрупнение муниципальных образований происходит в Московской, Калининградской, Тверской, Белгородской, Сахалинской областях, в Ставропольском и Пермском краях. Но из-за пробелов в законодательстве не всегда соответствует реальным потребностям граждан.
«В Подмосковье есть городской округ Серебряные Пруды с огромной территорией — по площади больше Новой Москвы, а численность населения — всего несколько тысяч человек, — привёл пример первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Вячеслав Тимченко. — Фактически — какой это городской округ? Хотя это единое территориальное образование, но по численности населения, удовлетворению потребностей граждан это, конечно, не соответствует здравому смыслу. Кроме того, жители сельских поселений, входящих в состав городского округа, теряли некоторые преференции. Поэтому во Всероссийский совет местного самоуправления и другие общественные организации поступают обращения о необходимости введения в законодательные понятия новой формы, которая бы, по сути, позволяла муниципальным образованиям укрупняться, а входящим в него поселениям сохранять возможности, имевшиеся изначально».
Расходы на чиновников оптимизируют
По замыслу инициаторов новшеств, муниципальный округ может состоять не менее чем из трёх населённых пунктов, объединённых общей территорией. Новое образование не станет противопоставлением городским округам: в его состав вправе войти города, в которых «концентрируются бюджетообразующие ресурсы». Муниципальные округа также предлагают создавать, объединяя все поселения из одного муниципального района. При этом муниципальный район и поселения утратят статус отдельных муниципальных образований.
По мнению председателя Комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олега Мельниченко, такое укрупнение муниципалитетов придаст новый импульс развитию местного самоуправления.
«Реализация инициативы позволит улучшить финансовое положение населённых пунктов, испытывающих с этим трудности, — пояснил он. — И, как следствие, повысить эффективность решения отраслевых вопросов местного значения, требующих существенных капиталовложений и являющихся наиболее значимыми с точки зрения обеспечения эффективного пространственного и социально-экономического развития территорий».
Дополнительные финансовые ресурсы на местные нужды должны найтись после сокращения части госаппарата и оптимизации административных расходов.
«На территории муниципального округа будет действовать «одноуровневая система муниципального управления», — рассказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Игорь Сапко («Единая Россия»). — Иными словами, будет создаваться (избираться) один исполнительно-распорядительный орган — местная администрация, один представительный орган, один глава муниципального образования и т.д., которые будут управлять всей территорией муниципального округа, в том числе на территориях сельских и городских (при их наличии) населённых пунктов, входящих в состав территории муниципального округа».
Мнение граждан спросят у депутатов
Законопроект уточняет понятие городского округа. Один из критериев, которым он должен соответствовать, — не менее двух третей его населения проживают в городах или иных городских населённых пунктах, а размер территории для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа не выходит за его границы.
Другая новелла предусматривает возможность разделения городского округа. Кроме того, если после объединения всех поселений муниципального района с городским округом такое образование не будет соответствовать требованиям, предъявляемым к городским округам, его смогут наделять статусом муниципального округа.
Авторы документа акцентируют внимание на том, что укрупнение и пересмотр границ муниципалитетов возможны лишь в случае объективной необходимости и с учётом мнения населения, озвученного через местных депутатов.
«Действующей редакцией Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при преобразовании муниципальных образований мнение населения выражается через представительные органы местного самоуправления, в этой части законопроект никаких новаций не несёт, — отметил Игорь Сапко. — Поэтому негативной реакции от принятия данного законопроекта не ожидается. Тема крайне актуальная, и инициатива как раз и идёт с мест! Уже сейчас концепция законопроекта поддерживается представителями трёх фракций Государственной Думы и коллегами из Совета Федерации».
Если документ примут, то на решение пограничных вопросов и приведение нормативной базы в соответствие новым требованиям региональным и муниципальным властям отведут срок до 1 января 2025 года.
Ещё материалы: Михаил Емельянов, Вячеслав Тимченко, Андрей Шевченко , Ахмат Салпагаров