Был пенсионер, а стал наставник

Депутаты Мосгордумы предложили дополнительные выплаты для тех, кто берет шефство над новичками

17.02.2023 17:48

Автор: Карина Тиванова

Был пенсионер, а стал наставник
  © Алексей Васильев/ПГ

В советское время наставничество было обычным явлением: опытный коллега помогал новичку войти в курс дела. Сейчас такая практика тоже встречается, но не всюду. Что нужно сделать для развития института наставничества на государственном уровне, какая нужна поддержка и как стимулировать людей брать шефство над новичками, обсудили парламентарии разных уровней.

Помочь материально

Еще в 2013 году президент Владимир Путин отметил, что подготовка высококвалифицированных кадров для реальной экономики — не частная задача одного предприятия, а общенациональная необходимость, как одно из главных условий повышения производительности. Об этом напомнил на круглом столе в Госдуме 17 февраля председатель Мосгордумы Алексей Шапошников.

Любая компания заинтересована, чтобы выпускники колледжей и вузов приходили к ним максимально подготовленные к работе на современном оборудовании. Поэтому наставничество в форме «работодатель-студент» имеет особое значение. Сейчас это происходит при дуальном обучении, когда теорию студенты учат в колледже или вузе, а практические навыки осваивают как раз на предприятии под руководством опытных профессионалов. Чаще всего последние — это люди старшего возраста, работающие пенсионеры.

«При этом работодатели поощряют наставников по своему усмотрению. Но в этом деле обязательно нужна система мотивации для наставников», — уверен московский депутат. Он рассказал о предложениях столичного парламента: «Сейчас мы работаем над несколькими законодательными инициативами: установить ежемесячную выплату за наставничество пенсионерам, которые еще работают в организациях стратегически важных отраслей, в Трудовом кодексе закрепить норму о стимулирующей выплате за наставничество и не облагать такие начисления налогом и обложением страховыми взносами».

Кроме того, столичные парламентарии предложили не включать расходы на организацию наставничества — а это приобретение методической литературы, учебных станков — в налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль, а отнести их к тратам, связанным с производством и реализацией.

Еще об одной проблеме сказал первый зампредседателя Комитета Госдумы по молодежной политике Игорь Кастюкевич: «До сих пор никто не определил на государственном уровне ни обязанности наставников, ни правила их отбора». По его словам, нужно четко сформулировать, кто такой наставник, и предоставить гарантии как им, так и предприятиям.

«К примеру, компания готовит будущего сотрудника во время его учебы, а выпускник выбирает для себя другое место работы. Бывает и такое, что опытные работники отказываются становиться наставниками, боясь потерять свое рабочее место. Статус наставника должен отличаться, наставничество должно стать престижным», — не сомневается парламентарий. Он добавил, что депутаты подготовили законопроект о закреплении понятий «наставничество» и «наставник» в трудовом законодательстве и сейчас документ в работе у профильных ведомств.

Также Игорь Кастюкевич перечислил способы развития наставничества: это и подготовка методических и обучающих материалов, и проведение различных конкурсов, и разработка программ поощрения предприятий, реализующих программы наставничества, и людей, кто этим занимается, в зависимости от достигнутых успехов. Сейчас моральным стимулом стала награда знаком отличия «За наставничество», который в 2018 году своим указом учредил президент страны.

На какую работу можно устроиться без диплома

Совфед предлагает

На круглом столе в Совете Федерации 16 февраля шла речь о нормативно-правовом регулировании. Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Николай Владимиров подчеркнул, что институт наставничества сейчас особенно важен. И напомнил, что в 2018 году президент своим указом определил создание условий для развития наставничества как стратегическую задачу. «Потребность в возрождении института наставничества породила ряд общественных инициатив. Есть понимание, что такая система может стать инструментом повышения качества образования, механизмом создания социальных лифтов, одним из катализаторов технологического рывка российской экономики», — сказал парламентарий.

По его мнению, следует законодательно определить понятия «наставничество» и «наставник». Это создаст возможность для работодателей использовать эти понятия. А вот установления новых ограничений или барьеров нужно избегать, считает Владимиров. По его словам, у работодателей или сотрудников не должны появиться дополнительные обязанности.

Поэтому сенаторы предложили отразить в трудовом законодательстве право сотрудника на профессиональную адаптацию и на формирование дополнительных практических навыков, которые нужны в соответствии с занимаемой должностью. И особенно важно закрепить такие права для вновь или впервые поступающих на работу. Такие инициативы помогут создать дополнительные стимулы использовать наставничество, уверены законодатели.