Все о пенсиях в России

два дня назадДепутат Чернышов: Законопроект о 13-й пенсии активно дорабатывается

два дня назадДепутат Миронов предложил новый механизм расчета размера пенсии

17.04.2025В Госдуму внесли законопроект о пенсионном стаже россиян из новых регионов

Бутлегеры переключились на муравьиный спирт

В Госдуме предлагают ввести новые основания для приостановления лицензий на фармдеятельность

19.03.2025 00:00

Автор: Валерий Филоненко

Бутлегеры переключились на муравьиный спирт
Максим Топилин. © Святослав Акимов / Фонд Росконгресс

С 1 января 2025 года медицинский спирт стал подакцизным, что серьезно подпортило настроение бутлегеров, утративших доступ к дешевому сырью для производства поддельной водки. Однако похоже, что серый сектор алкогольного рынка приноровился к новым реалиям. Росздравнадзор отмечает подозрительное наращивание объемов производства муравьиного спирта и хлоргексидина в упаковках до 5 литров. Эти лекарственные препараты не относятся к продуктам двойного назначения, которые могут быть использованы для производства суррогата алкогольной продукции, а потому существуют риски незаконного производства этанола под видом этих медикаментов.

Поэтому целесообразно ввести госпошлины за лицензию на фармацевтическую и медицинскую деятельность для организаций, торгующих этанолом. Подробнее о возможных мерах воздействия на недобросовестных участников алкогольного рынка в интервью «Парламентской газете» рассказал глава Комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин.

- Максим Анатольевич, недавно Росздравнадзор сообщил о результатах внеплановых выездных проверок организаций, имеющих дело с лекарственным препаратом «Этанол», а проще — с медицинским спиртом. Много ли нарушений было выявлено?

- По данным Минздрава и Росздравнадзора, в общей сложности было проверено 15 организаций оптовой торговли этанолом. Итог такой: три предприятия прекратили фармацевтическую деятельность по заявлению юридических лиц досрочно, пять организаций отсутствовали по месту своей деятельности или проводили ремонтные работы во время проведения контрольного мероприятия. Сегодня по решению Росздравнадзора действие лицензий на фармдеятельность этих организаций приостановлено на 90 дней.

В семи организациях были выявлены многочисленные нарушения порядка внесения информации об этаноле в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения — ФГИС МДЛП. Также обнаружили нарушения обязательных требований в сфере обращения лекарственных средств. В целом по итогам проверок было выдано девять предписаний об устранении нарушений и составлено 12 проколов об административных правонарушениях.

Штрафы для бутлегеров хотят удвоить

- А что за история с найденными гигантскими зависшими остатками медицинского спирта? Где они зависли?

- Под зависшими остатками этанола понимается объем препарата, в отношении которого продолжительное время — более 90 дней — не представлялись сведения о движении или выбытии в личном кабинете ФГИС МДЛП. Так вот по данным «Оператора-ЦРПТ», который обеспечивает работу информационной системы «Честный ЗНАК», объем зависших остатков этанола по состоянию на февраль 2025 года превышает 14,5 миллиона декалитров.

© pxhere.com

Основная их часть приходится на оптовый сегмент обращения лекарственного препарата — 54 процента от общего объема. Вместе с тем установлено, что с августа 2024 года произошел четырехкратный рост зависших остатков этанола в организациях, имеющих лицензию на фармацевтическую и медицинскую деятельность. В том числе зависшие остатки в медучреждениях начали накапливаться.

По данным того же оператора, с марта 2023 года по июнь 2024 года объем таких остатков находился в диапазоне 626 — 632 тысяч декалитров, а в период с августа 2024 года по февраль 2025 года он увеличился до 2,333 — 2,671 миллиона декалитров.

- Как это в принципе возможно?

- Контрольные органы поясняют, что появились новые способы сокрытия обращения этанола. К примеру, механическое повреждение средств идентификации, что не дает возможности проследить производство и оборот такой продукции.

Также зафиксированы факты списания и уничтожения в течение одного дня, предшествующего началу проверки, значительного количества зависших остатков. Это может свидетельствовать о несоблюдении установленных процедур списания и уничтожения такой продукции.

Контроль за производством и оборотом парфюмерии усилят

- Ранее звучала информация, что на всю отечественную фарминдустрию в год требуется как минимум в три раза меньше медицинского спирта. С чем связано такое аномальное по объемам зависание?

- Думаю, на этот вопрос должны ответить правоохранительные органы.

- Можно ли сказать, что бутлегеры адаптировались к ужесточению контроля за производством медицинского спирта?

- Пока рано что-либо утверждать. Но сигналы говорят о том, что основания для тревоги есть. В настоящее время растут объемы производства муравьиного спирта и хлоргексидина в упаковках большого объема — пятилитровых и литровых.

© freepik.com

Эти лекарственные препараты не относятся к продуктам двойного назначения, которые могут быть использованы для производства суррогата алкогольной продукции, поэтому есть риски незаконного производства этанола под видом этих лекарственных препаратов.

- Какие меры вы предлагаете для устранения нарушений?

- В своем письме вице-премьеру Татьяне Голиковой я обозначил ряд рекомендаций, которые наш комитет счел целесообразными. В том числе предлагаем установить дополнительные лицензионные требования для организаций, работающих на рынке оборота этанола. Также полагаем, что разумно будет дополнить перечень оснований для приостановления действия лицензий на фармацевтическую и медицинскую деятельность, а также их аннулирования при наличии зависших остатков, превышающих минимально допустимый объем.

Помимо этого, правильно было бы установить требования для оптовой продажи этанола при наличии продолжительной деятельности организации на рынке оборота лекарственных препаратов. Кроме того, следует установить госпошлину за лицензию на фармацевтическую деятельность и лицензию на медицинскую деятельность для организаций, использующих этанол.

© freepik.com

В то же время необходимо усовершенствовать механизм подтверждения факта выбытия и уничтожения этанола, в том числе через ФГИС МДЛП, и ввести такую форму контроля в сфере его обращения как наблюдение. При этом нужно предусмотреть возможность доначисления акциза на фармсубстанцию этилового спирта организациям, на балансе которых за прошлые годы скопилось большое количество зависших остатков.

- Более строгое наказание для тех, кто попался на нарушениях, не планируете вводить?

- Это было бы справедливо. Предлагаем повысить административную ответственность за нарушение требований к обороту этанола и увеличить срок давности за правонарушения в области незаконного оборота медицинского спирта. На наш взгляд, нужно установить дополнительный индикатор риска, оценивающий деятельность оптовых организаций, приобретающих этанол при отсутствии целей его использования для производства фармацевтической продукции или розничной продажи в аптечной сети.

Считаем нужным также продолжить мониторинг оборота медицинского спирта, чтоб раз и навсегда исключить его из сферы незаконного производства алкоголя. Также важно усилить контрольно-надзорные мероприятия организаций, занимающихся оборотом этанола, обеспечив полный охват оптовых организаций в максимально возможные короткие сроки.

Законы, вступающие в силу с 18 марта