Борьба с табачным контрафактом может стать выгодной для регионов
В Совфеде предлагают в качестве дополнительного источника доходов закрепить за субъектами РФ долю акцизов на сигареты
Фото: пресс-служба Совета Федерации
Регионы тогда включатся в борьбу с контрафактной табачной продукцией, когда ощутят несомненную для себя выгоду в виде дополнительных доходов. Поэтому сенаторы предлагают зачислять в бюджеты субъектов РФ 15 процентов акцизов на сигареты, которые сегодня в полном объёме уходят в федеральную казну. Подводя итоги уходящего года, об этом в интервью «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов.
- Анатолий Дмитриевич, год был насыщенным на события, он заканчивается и самое время подвести итоги. Удалось ли комитету выполнить все поставленные задачи?
- Без преувеличения могу сказать, что удалось сделать всё, что можно было сделать в том режиме, в котором мы оказались из-за пандемии. Частично остались отложенными выездные мероприятия, хотя мы выезжали дважды. Может быть, частично остались отложенными те мероприятия, которые предполагали сбор большого количества участников здесь, в Москве, в Совете Федерации. Но тем не менее мы все эти мероприятия компенсировали в режиме видео-конференц-связи.
- Какие наиболее важные законы уходящего года вы бы отметили?
- Закон о бюджете на 2021-2023 годы — безусловно, самый важный. Очень шла напряжённая работа, огромное количество мероприятий было проведено в процессе выработки всего того, что записано в бюджете и назначено на следующую трёхлетку. И что важно, мы смогли прийти к консенсусу. Недавно мы провели заседание комитета, где обсуждался проект постановления, и Министерство финансов сказало нам, что снимает те разногласия, которые на этом заседании предполагали выставить. Для меня это был просто высший класс. Обычно ведь как бывает — законодатель хочет одно, Министерство финансов предполагает другое… Но нам удалось найти соприкосновение по абсолютному большинству вопросов, которые сегодня волнуют регионы.
- Расскажите о законодательных инициативах, в разработке которых участвовали члены комитета в текущем году.
- Хотелось бы отметить закон об информации, информационных технологиях и защите информации. Прежде всего, конечно, этот закон был принят в свете коронавирусной инфекции для того, чтобы граждане, которые хотят решать дистанционно свои вопросы, были бы уверены, что идентификация дистанционно проводится безопасно для них, включая и использование биометрических данных. Второй закон касается регулирования оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Не секрет, что огромное количество алкоголя сегодня — некоторые эксперты заявляют о 25 процентах — это контрафакт. Можно было бы говорить о том, что это колоссальные потери бюджета, и это действительно так, но я здесь в большей части обеспокоен, как и все, кто тему обсуждает, именно сохранением здоровья наших граждан.
Сколько людей погибает от употребления той продукции, которую употреблять нельзя, Мы предложили, на мой взгляд, эффективные меры, способствующие сокращению потребления контрафактного алкоголя, изготовленного с нарушением технологии, а иногда по злому умыслу, и станут существенным препятствием для проникновения суррогата на прилавки. Ещё можно отметить президентский закон о повышении НДФЛ до 15 процентов для лиц, чей совокупный доход превышает 5 миллионов рублей в год. По скромным подсчётам, эффект от нововведения составит 63 миллиарда рублей, и все эти деньги по поручению президента пойдут только на лечение тяжело больных детей. А вообще если говорить в целом, то около 80 процентов рассмотренных в прошлом году законов в той или иной степени касались нашего комитета.
- Вы затронули тему контрафакта. Ваш комитет является лидером по разработке инициатив для борьбы с нелегальным оборотом алкоголя. Как следствие — сокращение объёмов суррогатного спиртного и увеличение поступлений в бюджеты регионов от акцизов на водку. А что с акцизами на табачные изделия? Сенаторы неоднократно предлагали кабмину зачислять в региональные бюджеты хотя бы небольшую их долю…
- Сегодня мы ставим вопрос, что хотя бы 15 процентов табачных акцизов поступали в региональные бюджеты. Для чего? Конечно, это будет значительная прибавка в бюджет, но главная задача — заинтересовать регионы борьбой с контрафактом. Я как бывший губернатор должен сказать, что если бы эти 15 процентов зачислялись в бюджет региона, то я бы нашёл, как проконтролировать рынок табачных изделий. И своими региональными законами так бы их обложил, что мышь бы не проползла. И это надо делать, обязательно.
- Позиция Минфина на этот счёт пока выжидательная?
- Понять их можно, Ведь они считают сиюминутные потери бюджета. А я всегда говорю: смотрите немного дальше, хотя бы за один год загляните, что у вас потом будет. А у вас будет обязательно потом прибавка!
- А как вообще по части наведения порядка на табачном рынке? Комитет также на острие борьбы с контрафактными сигаретами?
- На недавнем заседании комитета мы поддержали инициированный нашими коллегами в Госдуме закон, касающийся минимальной цены на пачку сигарет. Не секрет, что её сегодня можно купить по цене ниже акциза. К примеру, 80 рублей акциз, а сигареты стоят 40 рублей. Понятно, что это контрафакт. Теперь в эту сессию будет принят окончательно закон, который положит этому конец. Следующий этап — никотиносодержащие: вейпы и так далее. Мы постараемся быстро сделать дополнение к закону. Там сейчас всё на граммы и килограммы, мы сделаем штучно и чтобы был соответствующий предел минимальной цены. Чтобы не было контрафакта. И за счёт налогообложения, конечно, повысятся доходы по акцизам.
- Традиционный вопрос о планах на весеннюю сессию.
- Планы у нас грандиозные. Огромный массив законодательных инициатив, которые находятся на стадии проработки для внесения в Госдуму. В планах также продолжить работу по поиску оптимальных решений в вопросе противодействия выплатам серых зарплат. Кроме того, мы намерены рассмотреть возможность дополнительной поддержки регионов. Есть заверение президента, что поддержка субъектов в следующем году будет не ниже уровня 2020 года. И мы будем это отслеживать, чтобы так и было. Конечно, мы и дальше будем мониторить законодательство, касающееся регулирования оборота алкогольной продукции, посмотрим, как закон будет работать, что нужно сделать дополнительно.
Рассмотрим возможность маркировки тары, в которую наливается спиртное, — тоже есть неплохие решения. Также планируется в начале года открытый диалог с министром финансов. Обсудим, как нам дальше в течение года строить работу и взаимодействовать. В феврале проведём совещание о совершенствовании законодательства в части выплаты серых зарплат. В апреле — июне хотим выехать в Белгородскую область, где рассмотрим вопросы финансовой устойчивости и развития налогового потенциала регионов. Кроме того, в этот период хотим провести «круглый стол» о неналоговых платежах предпринимателей, которые Минфин предлагает включить в Налоговый кодекс. Планируется также большая работа с экспертным сообществом по разным направлениям.