Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Битва после Победы

Какие законы помогли вернуть полуразрушенный Советский Союз к мирной жизни

09.05.2020 00:01

Автор: Николай Дорофеев

Битва после Победы
К ноябрю 1948 года домой, в СССР, с фронтов вернулось восемь миллионов человек, каждый из которых обеспечивался набором социальных льгот. Фото РИА «НОВОСТИ»

В 1945 году после Победы в Великой Отечественной перед Советским Союзом встала новая задача — вернуть страну к полноценной мирной жизни. Сделать это должны были люди, пережившие за четыре военных года немало страданий, лишений и ограничений, независимо от того, где они находились — на фронте или в тылу. И они это сделали: по официальным данным, к 1952 году советская экономика была восстановлена. Но что сделала страна, чтобы облегчить жизнь своим гражданам в первые послевоенные годы?

Соцпакет образца 1945 года

Великая Отечественная война невероятно дорого обошлась Советскому Союзу. Согласно данным, приведенным наркомом финансов Арсением Зверевым на апрельской 1945 года сессии Верховного Совета СССР первого созыва, за почти четыре года боевых действий расходы бюджета на финансирование наркоматов обороны и Военно-Морского флота составили около 450 миллиардов рублей. И это только финансовая составляющая, к которой необходимо прибавить невосполнимые людские потери, деформированную военной необходимостью экономику и разрушенное народное хозяйство. Промышленность следовало переводить на мирные рельсы, более 1710 городов и поселков нуждалось в восстановлении, 11 миллионов человек остались без крова. В сельском хозяйстве сократились посевные площади, валовая продукция составляла всего 60 процентов от довоенной.

Восстановление народного хозяйства началось, когда война еще не закончилась. Но на упомянутой уже апрельской сессии ВС СССР депутаты в своих выступлениях подчеркивали: осваивать средства, отпущенные на это из бюджета, некому, так как большая часть наиболее трудоспособного и квалифицированного населения находится в рядах действующей армии. А она на тот момент насчитывала 11 миллионов человек.

Потому 23 июня 1945 года советский парламент принял закон «О демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии». Помимо определения нюансов этого процесса, законом предусмат-ривалась и господдержка демобилизуемых.

Согласно данным, приведенным наркомом финансов Арсением Зверевым на апрельской 1945 года сессии Верховного Совета СССР первого созыва, за почти четыре года боевых действий расходы бюджета на финансирование наркоматов обороны и Военно-Морского флота составили около 450 миллиардов рублей. И это только финансовая составляющая, к которой необходимо прибавить невосполнимые людские потери, деформированную военной необходимостью экономику и разрушенное народное хозяйство.

Так, они должны были быть обеспечены полным комплектом обмундирования, обуви, питанием и единовременным денежным вознаграждением за каждый год службы в зависимости от звания и рода службы. Кроме того, закон обязывал исполнительные власти всех уровней, а также руководителей предприятий, учреждений и организаций предоставлять работу демобилизованным не позднее месячного срока со дня прибытия их к месту жительства, обеспечивать жилой площадью и топливом… Это был, как сказали бы сегодня, «соцпакет демобилизованного воина» образца 1945 года.

Первый воинский эшелон с демобилизованными участниками штурма Берлина отправился из Германии уже 10 июля 1945 года. К концу ноября было демобилизовано 1 671 923 военно-служащих, в том числе 1 379 139 рядовых и сержантов и 292 784 женщины. К ноябрю 1948 года домой вернулось восемь миллионов человек. Но это были еще не все рабочие руки, которые получила так нуждающаяся в них страна.

Об этом почти не говорили в те годы, и уж тем более мало кто знает сегодня, но стоит вспомнить, что в СССР возвращались и так называемые интернированные граждане, угнанные на работу в Германию с оккупированных территорий, и военнопленные. Да, судьба этих людей складывалась по-разному. Кто-то смог жить обычной жизнью, а кто-то отправился в спецлагеря НКВД.

Но есть данные о том, что советское правительство приняло ряд мер по оказанию интернированным помощи в устройстве на работу, приобретении жилья и необходимого имущества. Например, только по постановлению Совета народных комиссаров СССР от 14 марта 1945 года №478-136 на расходы по приему и устройству советских граждан, репатриированных из Германии, на тот год было утверждено в союзном бюджете 270 миллионов рублей.

По официальным данным, на Родину возвратилось 5 352 963 человека — 3 527 189 гражданских интернированных и 1 825 774 репатриированных военнопленных. По прибытии домой им выдавались долгосрочные ссуды в сумме пяти - десяти тысяч рублей, а бывшие военнопленные из тех, кого миновали ворота ГУЛАГа, имели такие же льготы, как и демобилизованные воины Красной армии.

Превысить довоенный уровень

В 1946 году на первой сессии Верховного Совета СССР второго созыва пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы был принят депутатами в форме закона.

В нем досконально, по отраслям, указывалось, как должно происходить восстановление советской экономики и промышленности. Преимущество, конечно, отдавалось тяжелой индустрии, транспорту, энергетике и переводу промышленности на выпуск мирной продукции.

По сути, это был советский аналог известного плана Маршалла, предложенного США для экономического возрождения Европы. Однако в советском плане восстановления существовал отдельный раздел, посвященный «повышению материального и культурного уровня жизни народа», где предусматривалось «не только восстановить довоенный уровень благосостояния народа, но и повысить довоенный уровень народного дохода более чем на 30 процентов». Сделать это предполагалось за счет последовательного снижения цен на все товары, увеличения среднегодовой заработной платы (что увязывалось с ростом производительности труда), повышения темпов и объемов жилищного строительства.

Победа над нацизмом должна стать Всемирным наследием человечества
Социальная сфера в том пятилетнем плане расписывалась очень подробно и по каждому направлению предлагалось значительно увеличить довоенные показатели. Особое внимание уделялось вопросам образования, как высшего, так и среднего, и отдельно — профессионального, так как отмечалась нехватка именно квалифицированной рабочей силы. Так, увеличивалось число мест в детских садах и больничных коек в лечебных учреждениях, а также в санаториях и домах отдыха. Рассматривались буквально все аспекты жизни людей вплоть до увеличения количества киноустановок в стране и выпуска различных видов посуды для домашнего обихода — от тарелок до самоваров. И все эти цифры значительно превышали показатели 1940 года.

Если оценивать весь пятилетний план 1946-1950 годов по всем его разделам, то можно констатировать: советским людям предлагалось за предстоящие пять лет победить в еще одной битве, на этот раз мирной, но требовавшей усилий не меньших, чем на фронте. И это притом что одновременно необходимо было хоть как-то облегчить жизнь граждан.

Выход был найден. До войны в СССР существовал восьмичасовой рабочий день. 26 июня 1941 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», в соответствии с которым вводились обязательные сверхурочные работы от 1 до 3 часов в день. Отменялись отпуска. И 30 июня 1945 года так же указом Президиума Верховного Совета СССР советским людям вернули право на отдых. С 1 июля 1945 года рабочие и служащие могли оформлять очередные и дополнительные отпуска, а Совнаркому СССР поручалось установить порядок и сроки выдачи сумм денежной компенсации за неиспользованный отпуск, переведенных в качестве специальных вкладов в сберегательные кассы.

Всего 60 метров, но свои!

Наверное, советскому человеку, живущему в первые послевоенные годы, было не так уж и много нужно для нормального существования. Была бы работа, зарплата, крыша над головой, да цены чтобы не кусались. Хотя даже со всем этим ситуация складывалась непростая.

Характерно, что отмена военного режима рабочего времени для рабочих и служащих породила проблему, которая могла негативно сказаться на выполнении поставленных перед страной планов. Работы было — непочатый край, и рабочих рук тоже оказалось немало. Все-таки восемь миллионов демобилизованных солдат, соскучившихся по мирному труду, оказались весомым подспорьем для экономики, ведь они составляли почти одну треть от всего трудоспособного населения СССР.

14 декабря 1947 года постановлением Совмина и ЦК ВКП(б) были отменены карточки на продовольственные и промышленные товары. Фото РИА «НОВОСТИ»

Проблемы возникли в сфере оплаты труда для большинства трудящегося населения страны, менее половины которого имело заработок, обеспечивающий лишь самый необходимый минимум. Сказалось сокращение трудовой недели и прекращение сверхурочных работ, что также привело к снижению зарплат. Случались и задержки с их выплатой. Например, за июль 1946 года полностью получили зарплату лишь 24 миллиона рабочих и служащих из 30,6 миллиона работающих.

Считается, что ситуацию удалось переломить после денежной реформы 1947 года. Проводилась она согласно совместному постановлению Совета министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 года №4004 «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары».

Также на увеличении зарплат трудящихся сказался и подъем промышленности, произошедший в 1948-1949 годах. За годы четвертой пятилетки среднемесячная заработная плата рабочего в промышленности увеличилась более чем наполовину. А это потянуло за собой и другие отрасли экономики.

Также за эти годы страна стала активно строиться. Еще в 1946 году в утвержденном плане на четвертую пятилетку утверждалось положение о необходимости восстановления жилого фонда в населенных пунктах, разрушенных войной, и районах, подвергшихся оккупации. Кроме того, предписывалось «развернуть новое жилищное строительство в размерах, обеспечивающих значительное улучшение жилищных условий трудящихся в городах, рабочих поселках и селах». Предполагалось восстановить и построить 72,4 миллиона квадратных метров жилой площади всеми имеющимися силами, включая индивидуальные жилые дома, возведенные на средства граждан.

Еще в 1946 году в утвержденном плане на четвертую пятилетку утверждалось положение о необходимости восстановления жилого фонда в населенных пунктах, разрушенных войной, и районах, подвергшихся оккупации.

Для этого государство выделяло кредитные средства, покрывавшие затраты на строительство 12 миллионов квадратных метров жилой площади. Возможно, именно за счет этого решения план был не просто выполнен, а значительно перевыполнен. За 1946-1952 годы только в городах и рабочих поселках было построено 157,8 миллиона кв. м жилой площади, из них 45,1 миллиона граждане возвели за свой счет или с помощью госкредитов. Причем по указу Президиума ВС СССР от 26 августа 1948 года «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» и постановлению Совмина СССР исполкомы местных Советов обязаны были отводить земельные участки под такое строительство.

Тогда люди имели право построить или купить на праве личной собственности как в городе, так и вне его одно- или двухэтажный жилой дом с числом комнат от одной до пяти. Общая площадь дома не должна была превышать 60 квадратных метров.

«Было надо — и цены снижали…»

Такими запомнил первые послевоенные годы великий советский бард Владимир Высоцкий, что и вложил в поэтические строки своей «Баллады о детстве»: «Было время — и были подвалы, / Было надо — и цены снижали. / И текли куда надо каналы / И в конце куда надо впадали…»

В поднимающейся из разрухи, полуголодной стране ценовая политика стала одним из главных приоритетов деятельности ее руководства. Заложенная в плане первой послевоенной пятилетки, она реализовывалась в несколько этапов, как правило, весной, за исключением первого, совпавшего с денежной реформой в декабре 1947-го. Тогда отменили продуктовые карточки, а цены на продукты питания стали едиными. И это сразу привело к тому, что хлеб, мука и крупы подешевели на 10-12 процентов. А затем с 10 апреля 1948 года подешевели автомобили «Москвич», мотоциклы и велосипеды, фотоаппараты и радиоприемники, патефоны и музыкальные инструменты, табачные изделия, алкоголь и икра и т.д., и т.п.

Вплоть до 1954 года в газетах того времени публиковались совместные постановления Совмина СССР и ВКП(б) о снижении цен на разнообразные виды товаров вместе с их списком и указанием процентов снижения. Уже к 1950 году цена на буханку хлеба упала в среднем на 26-30 процентов, на мясо — на 24 процента, сливочное масло подешевело на 30 процентов. В 1953 году килограмм белого хлеба можно было купить за 3 рубля, черного — за рубль, килограмм говядины — за 12 рублей 50 копеек, литр молока — за 2 рубля 24 копейки, сливочное масло — за 27 рублей 80 копеек, а растительное — за 17 рублей, десяток яиц стоил 8 рублей 35 копеек.

Хотя сравнение будет не совсем корректным (другая страна, другой общественный строй), но попытаемся сопоставить эти данные с современными российскими цифрами в той же сфере.

В 1953 году, согласно данным Центрального статистического управления СССР, среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих в народном хозяйстве составляла 684 рубля. К слову, опубликованы были эти сведения в строго засекреченном статистическом сборнике. Официальный курс доллара тогда составлял четыре рубля.

На момент подготовки этой публикации доллар стоил 74 рубля 31 копейку, а средняя зарплата по России, рассчитанная специалистами юридической программы «КонсультантПлюс» на основе данных Росстата, на январь 2020 года составляла 46 674 рубля. Цены же в магазинах примерно такие: литровая бутылка молока — 57,87 рубля, полкило белого хлеба — 33,82 рубля, десяток яиц — 71,39 рубля, килограмм говядины — 479,46 рубля. Цены, повторим, примерные, так как они зависят от региона. А в 40-50-е годы в СССР они были одинаковые от Москвы до Владивостока.

Так страна помогала своим гражданам. Но это, пожалуй, лишь основные вехи той мирной битвы за восстановление страны. К ним можно прибавить и другие. В июле 1945 года указом Президиума ВС СССР была объявлена амнистия, освободившая от наказания или смягчившая его гражданам, осужденным за нетяжкие преступления. С большого числа осужденных на срок до одного года снималась судимость, со всех получивших в военное время взыскания и штрафы снималась административная ответственность. В мае 1947-го была отменена смертная казнь (восстановленная, впрочем, с 1950 г., правда в исключительных случаях).

Указом Президиума ВС СССР от 19 мая 1949 года для женщин, имевших детей в возрасте до одного года, сохранялся непрерывный стаж во всех случаях перехода на другую работу.

Пожалуй, последним из суровых законов военного времени был отменен указ, предусматривающий уголовную ответственность за прогулы без уважительных причин и самовольный уход с предприятий. Но произошло это лишь 25 апреля 1956 года, также по указу Президиума ВС СССР.


Справка

Законотворческая деятельность в СССР значительно отличалась от того, как это происходит в современной России. Так, законами в основном становились указы Президиума Верховного Совета СССР и акты, утвержденные Верховным Советом СССР, которых было не так уж и много. Например, на первой сессии ВС СССР второго созыва с 12 по 19 марта 1946 года было принято всего десять законов, касающихся основополагающих аспектов госуправления. Например, план восстановления народного хозяйства, преобразование Совета народных комиссаров СССР в Совет министров СССР, назначение Генерального прокурора СССР и ряд других. По аналогичной схеме проходили и другие сессии, на которых обсуждались и принимались ключевые вопросы — бюджет страны и поправки в него, кадровые назначения на высокие посты и тому подобное. Механизм реализации принятых на заседаниях Верховного Совета решений отражался в нормативных документах — постановлениях Совмина или партийных органов. Они имели силу закона и были обязательны для исполнения.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 8478