Безопасность лифтов возьмут под госконтроль
Сейчас организации, устанавливающие лифты, проверяют только после того, как произошла поломка или несчастный случай
В Минэкономразвития разработан законопроект, дающий право государственным контрольным органам проводить проверки организаций лифтового хозяйства. Парламентарии поддерживают инициативу.
Новые лифты не лучше старых
Граждане России используют более полумиллиона лифтов, большинство которых работает в старых домах и требует ремонта. Всё чаще в нашей стране происходят аварии из-за неисправности лифтов. 2016 год побил все рекорды. Произошло почти 70 крупных аварий, в результате которых погибли 24 человека и 25 получили тяжёлые травмы. ЧП случаются не только при использовании старых лифтов, но из-за того, что новые недостаточно безопасны. Например, 7 августа 75-летняя туристка из Израиля упала в шахту гостевого лифта в ресторане на Тверском бульваре. Поднимаясь в ресторан с минус первого этажа, женщина вызвала лифт, но кабина не пришла, и она шагнула в шахту. Туристка отделалась сломанной рукой, потому что до земли было лишь полтора метра. В прошлом году более серьёзная трагедия произошла в элитном жилом комплексе «Алые паруса», где погибла дочь телеведущего Евгения Кочергина.
Правила эксплуатации лифтов установлены техническим регламентом, где прописаны необходимые требования при проектировании, производстве, монтаже, эксплуатации, модернизации и утилизации. Устанавливается, например, что оборудование лифта в машинном и блочном помещениях не должно быть доступно для посторонних лиц. Кабина лифта всегда должна быть освещена и оснащена вентиляцией, а дверной проём должен быть достаточным для безопасного входа и выхода из кабины и её разгрузки. Если двери лифта закрываются, а человек не успел выйти, они не должны его травмировать.
Кто отвечает за безопасность?
Правительство предлагает установить уведомительный порядок начала деятельности организаций, эксплуатирующих лифты, подъёмные платформы для инвалидов, движущиеся пешеходные дорожки и эскалаторы, за исключением эскалаторов в метро. Предлагается внести изменения в статью 8 Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Законопроект позволит уполномоченным органам государственного контроля проводить плановые проверки.
«Сейчас, если лифты находятся в жилом доме, за них отвечает управляющая организация и, соответственно, жилищная инспекция», — рассказала «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, депутат «Справедливой России» Галина Хованская.
Вертикальный транспорт — это транспорт повышенной опасности, такой же, как автомобиль, и об этом надо помнить
Управляющая организация заключает договор с подрядчиками, которые должны осуществлять техническое обслуживание, а также договор с аварийной службой, которая приедет в случае поломки лифта. Но, как считает депутат, законопроект не имеет отношения к управляющей организации — ведь она заключает договор уже после того, как организацию внесли в реестр. «Была история, когда сами управляющие организации брали на себя ответственность — это неправильно, потому что есть специфика. Вертикальный транспорт — это транспорт повышенной опасности, такой же, как автомобиль, и об этом надо помнить», — сказала Галина Хованская.Сейчас действует такая схема, при которой компания, выигравшая в ходе конкурса, устанавливает лифт, и только если он сломается или произойдёт несчастный случай, компанию проверят. По словам Хованской, эти организации проверяют по факту каких-то аварийных ситуаций, жалоб граждан. «Вы же знаете, что есть установка: как можно меньше проверок», — сказала она. В отрасли действует саморегулирование. Достаточно эффективно, по словам Хованской, работает Национальный лифтовый союз, который «следит за своей репутацией». Но всё же, если дело касается безопасности, одного саморегулирования мало.
Чем больше проверок, тем лучше
По данным Ростехнадзора, в России примерно одна тысяча организаций лифтового хозяйства. Помимо этого, есть ещё недобросовестные игроки. Председатель Общественной организации по защите прав потребителей Олег Павлов уверен, что если законопроект Минэкономразвития будет принят, мошенников станет меньше. «Как показывает практика, любые ограничения и дополнительные требования легко выполняются компаниями, которые хорошо себя чувствуют на рынке и исполняют все уже имеющиеся требования безопасности», — отметил он. С ним согласилась Галина Хованская. Она подчеркнула, что были случаи, когда на конкурсы и аукционы выходили непрофессиональные «лифтовики». Они назначали демпинговые цены, выигрывали, а потом не могли предоставлять качественные услуги. «Такая ситуация была, например, в Сибири. Профессионалы требуют определённых условий, и им тяжело конкурировать с теми, кто говорит: мы вам за рубль сделаем всё», — сказала Хованская. Депутат считает, что надо не только обязать лифтовые компании уведомлять о начале работы, но и заблокировать выход на рынок непрофессионалов.
Пусть проверяют хоть каждый день, чтобы лифты не ломались и чтобы люди не застревали и не падали в шахты.
Законопроект позволит проводить плановые проверки лифтовых организаций. Глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, замруководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов считает, что проверки можно проводить и внепланово: чем больше будет проверок, тем лучше, ведь от технического состояния лифта зависит комфорт и безопасность граждан. «Использование лифтов должно происходить в соответствии с техникой безопасности, с одной стороны, и постоянным контролем за его состоянием, с другой стороны, — сказал Ярослав Нилов «Парламентской газете». — Так что пусть проверяют хоть каждый день, чтобы лифты не ломались и чтобы люди не застревали и не падали в шахты».