Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Безбашенным откажут в каршеринге

ГИБДД предложила запретить злостным нарушителям пользоваться сервисом аренды авто

04.06.2019 15:23

Автор: Валерий Филоненко

Безбашенным откажут в каршеринге
Фото: Агентство Москва / Никеричев Андрей

Водители, регулярно пренебрегающие Правилами дорожного движения или хотя бы раз лишённые прав, не смогут воспользоваться услугой каршеринга. Госавтоинспекция планирует создать единую базу автонарушителей специально для компаний, специализирующихся на прокате автомобилей. В Госдуме оценили инициативу положительно, признав, что с появлением чёрного списка нарушителей ПДД аварийность на дорогах заметно снизится.

Не умеешь — не води

Самая первая российская каршеринговая компания появилась в 2012 году в Москве. Но по-настоящему модный автосервис стал развиваться в стране только с 2015 года, возрастая ежегодно как числом операторов (на сегодня их 27), так и количеством авто. За три года российский парк каршеринга увеличился с 350 автомобилей до почти 19 тысяч. Большинство из них сосредоточены в Москве. По данным Сбербанка, ведущего статистику по каршерингу, число пользователей по всей стране в 2018 году достигло 229 тысяч человек.

Доступность сервиса, предполагающего поминутную оплату проката автомобиля, вместе с удобством принесла и немалые хлопоты — и операторам, и служителям закона. Не сказать, что все клиенты стали управлять чужим авто безответственно, но лица, и прежде склонные к нарушениям ПДД, в этом случае скоростной режим перестали ограничивать вовсе. Судя по статистике каршеринговых служб, в среднем каждый автомобиль получает три штрафа за месяц, в 80 процентах случаев штраф приходит за превышение скорости на 20-40 километров в час. И с каждым годом, подсчитали в ГИБДД, беда продолжает прогрессировать.

143 аварии произошло с участием каршеринговых автомобилей в 2018 году в России, в которых погибли 10 человек и 200 были ранены.
Обуздать приток безбашенных клиентов в каршеринговые компании, а значит, и неадекватных водителей на дороге, в ГИБДД решили при помощи единой базы злостных нарушителей Правил дорожного движения. Такую планируется создать специально для каршеринговых компаний, сообщают «Известия».

«Наше ведомство собирается создать единую цифровую платформу, которая позволит каршеринговым компаниям проверять будущих клиентов, были ли они когда-либо лишены прав и как часто нарушают ПДД. В базу данных будут внесены сведения о всех нарушителях: как россиянах, так и иностранцах», — приводит издание слова начальника управления надзорной деятельности ГИБДД МВД России Романа Мишурова.

Эффект от создания общего чёрного списка нарушителей член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный оценивает как значительный. Число дорожно-транспортных происшествий, по его прогнозам, сократится в десятки раз.

«Здесь уместно провести аналогию с созданием единого реестра террористических организаций. За последние десять лет, когда мы выработали правовые механизмы борьбы в этой сфере и повысили качество правоприменительной практики, количество террористических проявлений сократилось в сто раз. Так и здесь. Если мы знаем, что тот или иной гражданин грубо нарушает Правила дорожного движения, ведёт себя неадекватно на дороге, то такому водителю целесообразно ограничить право управления автомобилем», — пояснил депутат.

«Если база нарушителей будет единой для всех участников рынка каршеринга, то это позволит гарантированно снизить количество ДТП и смертных случаев на дорогах. Это значит, что на дорогах станет комфортнее и безопаснее», — добавил Анатолий Выборный.

Нужен отдельный закон

Каршеринговые авто предложено оборудовать алкозамками
Пока в ГИБДД только планируют создать общую базу данных нарушителей. Зато в Госдуме уже есть конкретные инициативы по правовому обеспечению безопасности каршеринга. Так, зампред Комитета Госдумы по транспорту Владимир Афонский предложил разработать законопроект об оборудовании автомобилей каршеринга алкозамками. Это устройства, не допускающие запуск двигателя автомобиля без предварительного прохождения проверки состояния водителя через алкотестер. Такие приборы уже давно устанавливают в США, Германии, Швеции.

Если будет принята такая законодательная норма, устанавливать алкозамки будет владелец автомобиля — при заказе комплектации он будет вносить это как обязательное условие.

Но можно пойти и по другому пути. Первый зампред думского Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенёв предлагает ужесточить финансовую ответственность для лиц, которые в нетрезвом состоянии допустили аварию на арендованном автомобиле.

При этом председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», первый замглавы Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков, рассказывая «Парламентской газете» о возможных способах наведения порядка в сфере каршеринга, отметил, что «отдельными поправками зарегулировать эту прогрессивную отрасль нельзя — потребуется рамочный закон».

Каршеринг предлагают отрегулировать законом
«Понятия каршеринга в законодательстве не существует. Так же, как в отношении транспортных перевозок отсутствует слово «агрегатор». Соответственно, необходимо не вносить какие-то требования к отдельным участникам этих общественно-экономических отношений, а нужен комплексный закон, регулирующий эту сферу деятельности, — подчеркнул депутат. — Можно о чём угодно говорить — о любых требованиях: к транспортному средству, к водителям, к отношениям между пользователями и компанией, которая занимается этим видом деятельности. Но это новая сфера отношений, и я думаю, что для неё потребуется отдельный закон».

Бить надо меньше

Сообщения об авариях с участием каршеринговых авто регулярно появляются в СМИ. В частности, во время подготовки данного материала в Москве на пересечении улиц Дежнева и Сухумской столкнулись две легковые автомашины, одна из которых принадлежит службе каршеринга. По предварительным данным, в результате ДТП пострадали два человека.

Ранее, в ночь на 4 июня, в Красносельском районе Петербурга взявший напрокат каршеринговый автомобиль водитель врезался в столб на пересечении Балтийского бульвара и улицы Маршала Казакова. По свидетельству очевидцев, несмотря на то, что водитель и пассажир ударились головами о лобовое стекло, они не стали дожидаться сотрудников ДПС и скрылись с места происшествия, бросив разбитую машину прямо на улице.

Аналогичное происшествие случилось в начале мая в Москве. Взятый напрокат автомобиль протаранил стелу и столб и в итоге сгорел. Ранее под Челябинском водитель утопил арендованную машину в озере.

Можно о чём угодно говорить — о любых требованиях: к транспортному средству, к водителям, к отношениям между пользователями и компанией, которая занимается этим видом деятельности. Но это новая сфера отношений, и я думаю, что для неё потребуется отдельный закон.

В канун 2019 года в Санкт-Петербурге произошло резонансное ДТП. Под колёсами арендованного в каршеринговой компании автомобиля погиб 18-летний Никита Сапежко. Виновником оказался другой молодой человек, по предварительным данным находившийся в состоянии опьянения. 

Прошлогодняя статистика по аварийности каршеринга тоже не радует. По данным МВД, в 2018 году в России произошло 143 ДТП с участием каршеринговых машин, в которых погибли 10 человек и 200 были ранены. Лидирует в списке Москва, здесь произошло 109 аварий, на втором месте — Красноярский край (пять), следом идут Петербург (четыре) и Краснодарский край (три).

Согласно приведённой статистике, в столице погибли шесть человек, в Петербурге — ни одного, но шестеро были ранены.