Бесплатное питание предложили распространить на старшеклассников
Но для начала нужно понять, справятся ли с такой нагрузкой школьные столовые
Депутаты и сенаторы проанализируют, как в новом учебном году заработает принятый недавно закон о бесплатном двухразовом питании детей-инвалидов, и, если потребуется, внесут в него изменения. Следующий шаг — обеспечить питанием старшеклассников, но к нему нужно серьезно подготовиться. О том, какие изменения ждут российских школьников и учителей, речь шла в пресс-центре «Парламентской газеты» 4 июля.
Спасибо за еду
Учеников начальных классов должны бесплатно кормить в школе по закону, который вступил в силу в 2020 году. Эту норму иногда называют «президентской», поскольку такую задачу Владимир Путин поставил в Послании 2020 года. Ребятам с ограниченными возможностями здоровья и вовсе положено двухразовое питание за счет государства, и теперь законодатели уточнили этот момент.
Норма была сформулирована недостаточно четко, отметила сенатор Ирина Рукавишникова: где-то кормили только детей, которые постоянно проживали в школе, где-то ребятам выдавали сухпаек, где-то заменяли это компенсацией. Теперь независимо от того, где учится ребенок-инвалид — в интернате, обычной школе или дома, — его право на получение питания или компенсации четко определено.
«Мы проанализируем исполнение этого закона, оценим уровень компенсации и качество питания», — пообещала Рукавишникова.
Поправка коснется около ста тысяч детей, отметила глава Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова («Единая Россия»). В том числе школьников из коррекционных классов и находящихся на смешанном обучении. Следующая масштабная задача, над которой работают законодатели — обеспечить бесплатным питанием в школах старшеклассников.
«В тех регионах, где питание детей организовано хорошо и правильно, мы получаем только благодарности от родителей, а также просьбы, чтобы это распространили на всех школьников, — отметила Казакова. — Нам нужно проанализировать возможности пищеблоков, понять, как будет осуществляться питание по сменам, подвоз продуктов и блюд. Это большая работа, о сроках которой говорить пока рано».
После школы пойдут в вуз
Проведенный пару лет назад по просьбе сенаторов опрос учителей в регионах показал, что сами педагоги считают нагрузку на них запредельной. В первую очередь это касается огромного количества отчетности, которую как в бумажной, так и в электронной форме заполняют учителя.
В Госдуме провели аудит документации и разделили бумажные обязанности учителей на три группы. В первой — все, что касается педагогической деятельности, в том числе внеклассной, а также взаимодействия с родителями. Вторая группа — вопросы безопасности, исполнения СанПиНов, качественного питания и медобслуживания в школах. Третья — всевозможные справки, списки, обработка запросов.
«Вместе с Минпросвещения мы насчитали до двухсот документов, которые должны заполнять учителя, из которых общих для всех регионов и школ — только 49, что тоже немало», — рассказала Ольга Казакова.
Разработанный группой депутатов и сенаторов и принятый в первом чтении законопроект обязывает Минпросвещения определить перечень необходимой учительской отчетности и не заставлять педагогов выходить за его рамки. По согласованию с федеральным ведомством свои корректировки в список обязанностей смогут вносить регионы. Но их все равно будет меньше, чем сейчас.
Важной поправкой ко второму чтению Ирина Рукавишникова считает освобождение учителей от необходимости отвечать на запросы из различных ведомств — это должны делать отдельные ответственные за это сотрудники школы, а если информацию можно найти в открытых источниках, например, на школьном сайте, то и вовсе не заниматься маранием бумаги.
«Когда закон заработает в отношении школ, следующим этапом будет разработка аналогичного положения для вузов», — анонсировала Рукавишникова.
Учителям добавят творчества
В российских школах работают примерно 1,2 миллиона учителей, которые сейчас фактически приравнены к обслуживающему персоналу, поскольку по закону об образовании учебное учреждение оказывает «образовательные услуги», сказала Ирина Рукавишникова.
«Говоря «услуга», мы подразумеваем потребительские отношения, в которых потребитель всегда прав, — пояснила сенатор. — Учителя загнаны в ситуацию, когда они, с одной стороны, должны удовлетворять критериям, которые предъявляет к ним государство, а с другой, не сделать чего-то такого, что не понравится родителям». Это не способствует ни педагогическому творчеству, ни повышению статуса учителя и, соответственно, притоку профессионалов в эту профессию, добавила Рукавишникова.
Читайте также:
• Школьному воспитанию добавили командного духа • Как записать ребенка в школу в 2022 году
Принятый Госдумой законопроект об исключении «образовательной услуги» из российского законодательства, по словам Ольги Казаковой, призван в первую очередь способствовать повышению морального статуса и роли педагога в обществе. Торгово-рыночным отношениям, по ее мнению, не должно быть места в школе. Депутат напомнила, что утвержденная на днях кабмином Концепция подготовки педагогических кадров до 2030 года предполагает в том числе увеличение количества целевых мест в педагогических вузах.
«Если учителя будут чувствовать себя защищенными, а статус педагога будет высоким, в эту профессию люди будут приходить с удовольствием», — сказала Ольга Казакова.
Ещё материалы: Владимир Путин, Ольга Казакова , Ирина Рукавишникова