Все о пенсиях в России

два дня назадВ Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Беспилотные авто оставят без работы гаишников и таксистов

Какие изменения в сфере перевозок привнесёт внедрение инновационного транспорта

30.03.2020 17:30

Автор: Геннадий Мельник

Беспилотные авто оставят без работы гаишников и таксистов
ФОто: АГН МОсква

Премьер Михаил Мишустин утвердил 27 марта Концепцию по ускорению развития в России беспилотных транспортных средств. Согласно документу, автодроны позволят снизить количество аварий на дорогах страны, уменьшат стоимость перевозки пассажиров и грузов, при этом скорость доставки повысится на треть.

Минус таксисты, плюс экономия

Массовое внедрение беспилотных авто может привести к удешевлению сервисов такси. Как отмечается в концепции, компании смогут получать дополнительные доходы в связи с увеличением объёмов перевозок грузов. Причина в том, что беспилотные авто не нуждаются в отдыхе и смогут работать круглосуточно. При этом отпадает необходимость платить зарплату десяткам водителей, заменив их одним «удалённым» оператором. Кстати, удалённое управление транспортом в сегодняшних условиях борьбы с распространением коронавируса становится ещё одним преимуществом автобеспилотников.

По подсчётам специалистов, машина в беспилотном режиме за счёт более рациональной манеры езды может сэкономить топливо примерно на 22 процента и одновременно увеличить скорость доставки грузов на 26-30 процентов.

Поддерживать автопроизводителей предлагают адресно
В документе отмечается, что автопроизводители тоже получат выгоды от перехода на беспилотники. Так, окончательное устранение функций водителя позволит отказаться от кабины в грузовиках, стоимость которой составляет до 30 процентов от общей цены.

Кроме того, «высокоавтоматизированные транспортные средства» занимают меньше места на парковках и стоянках, поскольку автомобилю без водителя не понадобится полуметровый зазор для открывания дверей. В общем потоке автомобильные беспилотники смогут двигаться более плотно, сокращая дистанцию и боковой интервал, что позволит, к примеру, увеличить количество полос на дороге.

Однако имеются и минусы. Массовое внедрение беспилотного транспорта может оставить без работы большое количество людей, признают разработчики концепции. Некоторые профессии станут не востребованы, другие будут существенно сокращены. Это не только водители такси, грузовиков и автобусов. Глобальные изменения ожидают рынок автострахования: из-за резкого снижения количества аварий пропадёт необходимость в специалистах по анализу ДТП. Без работы останутся специалисты по восстановительному ремонту автомобилей, отсутствие нарушений ПДД преобразует и сегодняшнюю Госавтоинспекцию.

Вместе с тем новая реальность потребует и развития новых профессий. Так, в сфере производства и эксплуатации беспилотных авто должны появиться специалисты транспортных ИТ-систем, специалисты по проектированию и производству автобеспилотников, технологи, операторы специального оборудования, сборщики узлов, испытатели машин на виртуальных полигонах, разработчики навигационных систем, а также сценаристы дорожных сцен (так называют разработчиков алгоритмов реагирования беспилотников на различные ситуации на дороге).

По подсчётам специалистов, машина в беспилотном режиме за счёт более рациональной манеры езды может сэкономить топливо примерно на 22 процента и одновременно увеличить скорость доставки грузов на 26-30 процентов.

Выходом из этой щепетильной ситуации может стать только длительный и поэтапный переход на инновационный вид транспорта, а также государственные программы по переподготовке и переквалификации работников, не выдержавших конкуренцию машин.

Аварийность пойдёт на спад

Как рассказал «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский, действующее законодательство не позволяет однозначно определить правила безопасности для беспилотных авто, отсутствие таких норм неизбежно приводит к повышению рисков для дорожного движения.

«Вне всякого сомнения, внедрение беспилотников — это дело уже не только будущего, но и настоящего, — отметил депутат. — Такие машины уже присутствуют на наших дорогах. Главное — сделать всё, чтобы обеспечить безопасность для всех участников движения».

Владимир Афонский. Фото: Юрий Инякин / ПГ

По его словам, этот вопрос стоит в повестке дня Госдумы. 28 февраля на рассмотрение палаты Государственный совет Татарстана внёс законопроект «Об инновационных транспортных средствах». В нём в том числе прописаны обязанности владельцев беспилотных авто и людей, которые управляют такими машинами. Так, операторам, управляющим беспилотниками дистанционно, и водителям, которые следят за происходящим внутри автомобиля, понадобится получить специальное разрешение на инновационный транспорт. А владельцы беспилотников будут обязаны застраховать своё авто и защитить его от хакерских атак и взломов. Минтранс станет утверждать требования к профподготовке операторов и водителей, правила и сроки оборудования дорог для движения беспилотников, порядок расследования ДТП с участием инновационных авто и так далее.

Однако, по убеждению разработчиков концепции, автономный транспорт не подвержен пресловутому человеческому фактору, а потому аварий на дорогах станет меньше. И это принесёт значительный экономический и социально-общественный эффект.

Согласно данным, приведённым в ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», размер социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2004-2011 годы оценивается в 8188,3 миллиарда рублей, что можно сопоставить с доходами консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 2012 год (8064,3 миллиарда рублей).

Вячеслав Лысаков. Фото: Юрий Инякин / ПГ

Вместе с тем первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков не разделяет оптимизм российских апологетов беспилотного транспорта.

«Сейчас всерьёз развивать у себя беспилотники может только Китай, который ещё десять лет назад построил в стране дорожную сеть, которая полностью соответствует количеству жителей и автомобилей, — пояснил депутат. — А у нас дефицит дорожной сети почти один миллион километров и только около восьми процентов федеральных трас имеет более двух полос в одном направлении. Нам нужно инфраструктуру развивать».

С 1 декабря 2018 года начался эксперимент по эксплуатации беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования Москвы и Татарстана. Своеобразный тест-драйв рассчитан на три года. С 1 марта к эксперименту присоединились ещё 11 регионов: Владимирская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новгородская и Самарская области, Чувашская Республика, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Краснодарский край и Санкт-Петербург.