Все о пенсиях в России

05.11.2024Правила выплат на уход за пенсионерами изменятся в 2025 году

05.11.2024Депутат Нилов рассказал, кому повысят пенсии в 2025 году

03.11.2024Минфин объяснил, как приумножить пенсионные накопления

Беспилотные авто оставят без работы гаишников и таксистов

Какие изменения в сфере перевозок привнесёт внедрение инновационного транспорта

30.03.2020 17:30

Автор: Геннадий Мельник

Беспилотные авто оставят без работы гаишников и таксистов
ФОто: АГН МОсква

Премьер Михаил Мишустин утвердил 27 марта Концепцию по ускорению развития в России беспилотных транспортных средств. Согласно документу, автодроны позволят снизить количество аварий на дорогах страны, уменьшат стоимость перевозки пассажиров и грузов, при этом скорость доставки повысится на треть.

Минус таксисты, плюс экономия

Массовое внедрение беспилотных авто может привести к удешевлению сервисов такси. Как отмечается в концепции, компании смогут получать дополнительные доходы в связи с увеличением объёмов перевозок грузов. Причина в том, что беспилотные авто не нуждаются в отдыхе и смогут работать круглосуточно. При этом отпадает необходимость платить зарплату десяткам водителей, заменив их одним «удалённым» оператором. Кстати, удалённое управление транспортом в сегодняшних условиях борьбы с распространением коронавируса становится ещё одним преимуществом автобеспилотников.

По подсчётам специалистов, машина в беспилотном режиме за счёт более рациональной манеры езды может сэкономить топливо примерно на 22 процента и одновременно увеличить скорость доставки грузов на 26-30 процентов.

Поддерживать автопроизводителей предлагают адресно
В документе отмечается, что автопроизводители тоже получат выгоды от перехода на беспилотники. Так, окончательное устранение функций водителя позволит отказаться от кабины в грузовиках, стоимость которой составляет до 30 процентов от общей цены.

Кроме того, «высокоавтоматизированные транспортные средства» занимают меньше места на парковках и стоянках, поскольку автомобилю без водителя не понадобится полуметровый зазор для открывания дверей. В общем потоке автомобильные беспилотники смогут двигаться более плотно, сокращая дистанцию и боковой интервал, что позволит, к примеру, увеличить количество полос на дороге.

Однако имеются и минусы. Массовое внедрение беспилотного транспорта может оставить без работы большое количество людей, признают разработчики концепции. Некоторые профессии станут не востребованы, другие будут существенно сокращены. Это не только водители такси, грузовиков и автобусов. Глобальные изменения ожидают рынок автострахования: из-за резкого снижения количества аварий пропадёт необходимость в специалистах по анализу ДТП. Без работы останутся специалисты по восстановительному ремонту автомобилей, отсутствие нарушений ПДД преобразует и сегодняшнюю Госавтоинспекцию.

Вместе с тем новая реальность потребует и развития новых профессий. Так, в сфере производства и эксплуатации беспилотных авто должны появиться специалисты транспортных ИТ-систем, специалисты по проектированию и производству автобеспилотников, технологи, операторы специального оборудования, сборщики узлов, испытатели машин на виртуальных полигонах, разработчики навигационных систем, а также сценаристы дорожных сцен (так называют разработчиков алгоритмов реагирования беспилотников на различные ситуации на дороге).

По подсчётам специалистов, машина в беспилотном режиме за счёт более рациональной манеры езды может сэкономить топливо примерно на 22 процента и одновременно увеличить скорость доставки грузов на 26-30 процентов.

Выходом из этой щепетильной ситуации может стать только длительный и поэтапный переход на инновационный вид транспорта, а также государственные программы по переподготовке и переквалификации работников, не выдержавших конкуренцию машин.

Аварийность пойдёт на спад

Как рассказал «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский, действующее законодательство не позволяет однозначно определить правила безопасности для беспилотных авто, отсутствие таких норм неизбежно приводит к повышению рисков для дорожного движения.

«Вне всякого сомнения, внедрение беспилотников — это дело уже не только будущего, но и настоящего, — отметил депутат. — Такие машины уже присутствуют на наших дорогах. Главное — сделать всё, чтобы обеспечить безопасность для всех участников движения».

Владимир Афонский. Фото: Юрий Инякин / ПГ

По его словам, этот вопрос стоит в повестке дня Госдумы. 28 февраля на рассмотрение палаты Государственный совет Татарстана внёс законопроект «Об инновационных транспортных средствах». В нём в том числе прописаны обязанности владельцев беспилотных авто и людей, которые управляют такими машинами. Так, операторам, управляющим беспилотниками дистанционно, и водителям, которые следят за происходящим внутри автомобиля, понадобится получить специальное разрешение на инновационный транспорт. А владельцы беспилотников будут обязаны застраховать своё авто и защитить его от хакерских атак и взломов. Минтранс станет утверждать требования к профподготовке операторов и водителей, правила и сроки оборудования дорог для движения беспилотников, порядок расследования ДТП с участием инновационных авто и так далее.

Однако, по убеждению разработчиков концепции, автономный транспорт не подвержен пресловутому человеческому фактору, а потому аварий на дорогах станет меньше. И это принесёт значительный экономический и социально-общественный эффект.

Согласно данным, приведённым в ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», размер социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2004-2011 годы оценивается в 8188,3 миллиарда рублей, что можно сопоставить с доходами консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 2012 год (8064,3 миллиарда рублей).

Вячеслав Лысаков. Фото: Юрий Инякин / ПГ

Вместе с тем первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков не разделяет оптимизм российских апологетов беспилотного транспорта.

«Сейчас всерьёз развивать у себя беспилотники может только Китай, который ещё десять лет назад построил в стране дорожную сеть, которая полностью соответствует количеству жителей и автомобилей, — пояснил депутат. — А у нас дефицит дорожной сети почти один миллион километров и только около восьми процентов федеральных трас имеет более двух полос в одном направлении. Нам нужно инфраструктуру развивать».

С 1 декабря 2018 года начался эксперимент по эксплуатации беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования Москвы и Татарстана. Своеобразный тест-драйв рассчитан на три года. С 1 марта к эксперименту присоединились ещё 11 регионов: Владимирская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новгородская и Самарская области, Чувашская Республика, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Краснодарский край и Санкт-Петербург.