Бамовцам не хватает транспорта и качественного жилья
О проблемах жителей Тынды сенаторам рассказал Иван Варшавский — легендарный бригадир на строительстве Байкало-Амурской магистрали
Тема: Пленарное заседание Совета Федерации 10 июля
Россия 8 июля отметила 45-летие Байкало-Амурской магистрали, а через день в рамках «Времени эксперта» на заседании Совета Федерации выступил один из самых известных строителей БАМа, Иван Варшавский. Знаменитый бригадир рассказал сенаторам о проблемах, которые испытывают жители столицы БАМа — Тынды.
Идеальный бамовец
«Если бы была задача поискать человека, судьба которого максимально плотно связана с БАМом, вряд ли можно было бы найти кого-то, кто больше достоин этого, чем Иван Николаевич Варшавский. Можно сказать, идеальный бамовец, которого мы пригласили выступить в Совете Федерации», — представила гостя Валентина Матвиенко.
Взяв слово, Иван Варшавский сразу же напомнил сенаторам, что история магистрали начиналась не 45 лет назад, а гораздо раньше: «У нас в Тынде установлен памятный знак тем, кто начинал строительство БАМа в 1932 году от станции примыкания к Транссибу, которая называется Бамовская. Это были вольнонаёмные и заключённые-бамлаговцы. А в 1937 году, 7 ноября, к 20-летию Октябрьской революции, первый паровоз прибыл на станцию в Тындинском посёлке».
Для родившегося под Одессой Варшавского Тында стала самым родным местом. В 1974 году он уехал на всесоюзную комсомольскую стройку в числе первых. Именно его бригада вместе с бригадой Александра Бондаря 29 сентября 1984 года соединила «золотым звеном» рельсы БАМа на разъезде Балбухта в Читинской области и открыла сквозное движение поездов на всём протяжении магистрали.
«Моя бригада выросла с семи человек до 120, у нас было четыре-пять звеньев, которые бросали на любые виды работ», — рассказал Варшавский. Он — Герой Социалистического Труда, кавалер ордена Ленина, лауреат премии Ленинского комсомола. После завершения стройки остался в Тынде и сейчас курирует Музей истории Байкало-Амурской магистрали, написал книгу о строительстве БАМа.
«Вторичка» вместо нового строительства
От воспоминаний Варшавский быстро перешёл к перечислению трудностей, с которыми приходится сталкиваться тындинцам теперь. Одна из главных проблем для столицы БАМа — транспортная доступность.
«Когда-то из Тынды летали самолёты в Благовещенск, Зею и Хабаровск. В прошлом году опять запустили самолёт, но только по выходным дням. А ведь мы отдалены от центра области почти на 900 километров! Автотранспортной связи нет, добираемся на перекладных. А скоростной поезд Тында — Благовещенск ходит через день, билеты на него очень дорогие», — рассказал Иван Варшавский.
По его словам, если что-то случилось со здоровьем, то единственный вариант — вертолёт. При этом в тындинской больнице не хватает специалистов. «На ремонт и увеличение койко-мест выделили 36 миллионов рублей, а требуется 170», — посетовал Варшавский.
Когда-то из Тынды летали самолёты в Благовещенск, Зею и Хабаровск. В прошлом году опять запустили самолёт, но только по выходным дням. А ведь мы отдалены от центра области почти на 900 километров!
Молодёжь уезжает из Тынды, потому что здесь трудно найти работу, кроме как на железной дороге.
«Лес рубят 45 лет, хотя бы мебельную фабрику построили!» — недоумевает легенда БАМа.
Не решён до конца и жилищный вопрос: в городе за последние пять лет построили 100 тысяч квадратных метров, не хватает ещё 80 тысяч. Многих бамовцев не устраивает качество новостроек.
«У нас в настоящее время более тысячи заявлений по продаже квартир, а новый посёлок построили в 2,5-3 километрах, на сопке за городом, куда надо было ещё тянуть все коммуникации. Почему же для очередников нельзя приобретать вторичное жильё?» — поинтересовался Варшавский.
«Иван Николаевич, спасибо, что подняли острые вопросы. Мы их возьмём на контроль, обещаю, что вы к нам точно приехали не зря», — отреагировала Валентина Матвиенко.
У проблем есть решение
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с 2015 года занимается мониторингом того, как реализуются мероприятия по переселению граждан из времянок, возведённых в зоне БАМа, напомнил председатель комитета Олег Мельниченко.
«Многое уже сделано: с 2011 по 2018 год на переселение направлено более шести миллиардов рублей бюджетных средств и переселено более 3,5 тысячи семей. Уже в текущем году планируется переселить 307 семей и направить на это почти 710 миллионов рублей», — отметил сенатор.
Однако переселению подлежат ещё более трёх тысяч семей, а это почти 10 тысяч человек. На эти цели, по информации Минстроя, необходимо более девяти миллиардов рублей.
«По поручению Правительства все граждане должны быть переселены из непригодных для проживания жилых помещений в зоне БАМа до конца 2022 года. Мы, как и прежде, будем на постоянной основе контролировать процесс решения этого очень важного вопроса», — пообещал Мельниченко.
Ещё материалы: Валентина Матвиенко