Все о пенсиях в России

13.03.2025Сенатор Епифанова: Проблемы с задержкой пенсий решаются в срок до одной недели

13.03.2025Депутат Бессараб: Ополченцы ДНР и ЛНР смогут получать двойную пенсию

12.03.2025Депутат Бессараб напомнила, на что могут рассчитывать пенсионеры при увольнении

Автозимники хотят признать дорогами

Сезонные трассы необходимы северным регионам, но слишком дорого обходятся местным бюджетам

Тема: Пленарное заседание Совета Федерации 14 декабря 2022 года

14.12.2022 14:24

Автор: Дмитрий Литвинов

Автозимники хотят признать дорогами
  © Илья Наймушин/РИА Новости

Лишь треть автодорог Якутии имеет твердое покрытие, а 26 тысяч километров трасс в республике — сезонные. Повышение транспортной связанности региона, уверена спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, это главная задача местных властей, в решении которой должен помочь федеральный центр. Об этом она заявила во время «часа субъекта» 14 декабря.

Проблемы большого региона

Якутия — самый большой российский регион, он занимает пятую часть всей территории страны. Это крупнейшее территориально-административное образование в мире. Край вечной мерзлоты, великих рек, тайги и тундры, алмазов и золота, где проживают 130 народов. Республика, по словам ее главы Айсена Николаева, лидирует среди субъектов Дальнего Востока по объему валового регионального продукта и занимает пятое место в России по добыче полезных ископаемых.

Но большая территория — это и серьезный вызов развитию субъекта, который в условиях разворота российской экономики на Восток приобретает особое значение. Обеспечить экспортное доминирование России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, по мнению Айсена Николаева, поможет развитие транспортной инфраструктуры — существующие сейчас коридоры созданы для потребностей экономики 70-80-х годов прошлого века и не соответствуют современным: «Для полноценного вовлечения возможностей Якутии в экономический оборот страны нужен сквозной автомобильный проезд из Восточной Сибири к Охотскому морю».

Отсутствие в законодательстве четкого определения понятия «северный завоз» и его механизмов не позволяет сформировать единый алгоритм для поставок грузов в удаленные районы Крайнего Севера, отметил глава Госсобрания Якутии Алексей Еремеев. Законопроект о северном завозе разработан при активном участии сенаторов, добавил он. Сейчас документ находится на согласовании в Правительстве.

Как исполнить мечту

Проводить дни субъекта в Совфеде стали десять лет назад, а начиналась традиция именно с дней Якутии, напомнила Валентина Матвиенко. С тех пор дни этой республики в палате регионов проходили трижды, что тоже рекорд. Нынешняя серия мероприятий посвящена сразу двум юбилеям — 390-летию вхождения Якутии в состав России и столетию образования Якутской ССР. Республика живет завтрашним днем — представляет и уже реализует суперсовременные проекты и идеи, сказала спикер после посещения тематической экспозиции в Совфеде.

Валентина Матвиенко © пресс-служба Совета Федерации

А еще Якутия — самый кинематографический регион страны, сообщила Матвиенко. Ежегодно там снимают десятки художественных полнометражных фильмов, многие из которых отмечены призами международных конкурсов. «Не удивлюсь, если ваш «Сахавуд» вскоре станет заменой Голливуду», — улыбнулась спикер.

Транспортные проблемы республики, по словам Валентины Матвиенко, требуют особого внимания, ведь только 20,9 процента населения живут в зоне круглогодичного транспортного сообщения. Реконструкции требуют аэропорты, сильно устарел вертолетный парк, ну а главная мечта якутян — строительство моста через реку Лену. «Этот проект включен в план федерального бюджета на 2025 год, но нужно постараться начать эти работы раньше, чтобы как можно быстрее люди почувствовали улучшения», — заключила Матвиенко.

Врачи едут в Арктику

О развитии сезонных автодорог — автозимников, которых в Якутии большинство, говорили накануне на заседании Комитета Совфеда по экономической политике. Автозимники никак не регулируются законом, хотя на их содержание уходят большие силы и средства регионального бюджета, по ним с конца января до начала апреля в труднодоступные районы республики завозят почти миллион тонн жизнеобеспечивающих грузов, рассказал Айсен Николаев.

Если понятие «сезонная автомобильная дорога» появится в федеральном законе, это позволит выделять деньги на их обустройство и содержание, в том числе из дорожного фонда. Предложение поддержал глава экономического комитета Андрей Кутепов. Он попросил присоединиться к разработке законопроекта сенаторов от Якутии, чтобы документ как можно скорее ушел на обсуждение в Правительство.

Пилотный проект новой модели первичной специализированной медпомощи в Арктической зоне представили на заседании Комитета Совфеда по социальной политике. Жители отдаленных районов получат доступ к консультациям узких специалистов, всю необходимую помощь им будут оказывать на постоянной основе, отпадет необходимость выезда на лечение и обследование в райцентры. «Республика работает инновационно, другим регионам есть смысл изучить этот опыт», — прокомментировала проект вице-спикер Совфеда Галина Карелова.

Сенаторы также поддержали строительство нового здания республиканской клинической инфекционной больницы на 245 коек в Якутске и двух многофункциональных спортивных залов. По программе Минкульта в 2023-2025 годах 660 миллионов рублей выделят на развитие 14 объектов, в том числе семи домов культуры, пяти музеев, театра и центра культурного развития.