Все о пенсиях в России

вчераУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

вчераРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

два дня назадНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

АвтоВАЗ просит маткапитал

Руководство автоконцерна также предлагает обсудить законодательную норму, обязывающую таксопарки иметь определенное количество российских автомобилей

20.09.2022 14:08

Автор: Валерий Филоненко

АвтоВАЗ просит маткапитал
  © REUTERS/Maxim Shemetov

Необходимо разрешить использовать маткапитал для покупки автомобиля — это поможет молодым семьям и в то же время поспособствует развитию автопредприятия, уверены на АвтоВАЗе. А говоря о развитии автопрома, не стоит сбрасывать со счетов и возможность наращивания поставок машин за рубеж. В целом же Минпромторгу следует разработать внятную стратегию трансформации отрасли на ближайшие два-три года, чтобы было понимание, «куда мы движемся». Об этом заявил глава Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов 20 сентября на совещании в палате регионов, посвященном развитию отечественной автомобильной промышленности.

Похожее предложение уже есть

По-настоящему технологическую независимость российскому автопрому принесут собственные новые двигатели для легковушек и трансмиссия, на разработку которых потребуется три-четыре года. При этом развивать отечественную автомобильную индустрию можно и не за счет прямых бюджетных вливаний, без которых, разумеется, не обойтись, но и косвенными способами.

По мнению главы АвтоВАЗа Максима Соколова, не лишено смысла обсудить законодательную норму, которая бы обязала таксопарки иметь определенное количество российских автомобилей. «Это достаточно емкий рынок с точки зрения потребления автомобильной продукции», — пояснил Соколов.

Также он считает разумным использовать материнский капитал для покупки отечественного первого автомобиля для семьи. По мнению Соколова, это поможет и увеличению благосостояния молодых семей, и сбыту чисто российских автомобилей.

Идею поддержали и законодатели. Как пояснила «Парламентской газете» первый зампред думского Комитета по просвещению Яна Лантратова, в июле в Госдуму внесли законопроект, расширяющий возможности использования маткапитала. Авторы документа предложили тратить эти деньги и на покупку автомобиля. «Главное условие — машина должна быть новой, произведенной в России и иметь не менее трех пассажирских мест, помимо водительского», — отметила соавтор законопроекта.

Документ устанавливает ограничения: стоимость авто не должна быть больше двух миллионов рублей, а мощность двигателя — до 125 лошадиных сил.

Чтобы избежать злоупотреблений со стороны родителей и гарантировать целевое расходование средств,  законопроект предписывает включать в число собственников автомобиля и ребенка. А если машину продадут в течение трех лет после покупки, то придется вернуть деньги в Пенсионный фонд.

«Мы уже получили большое количество писем от людей в поддержку нашей инициативы. Они говорят, что им это необходимо. Более того, если посмотреть на сообщения СМИ, то видно, что в поддержку выступает Краснодарский край, Адыгея. Чем это объясняется? Во-первых, когда деньги долго лежат без дела, они обесцениваются. Во-вторых, это не роскошь, а для некоторых семей самая настоящая нужда», — подчеркнула Лантратова. Депутат добавила, что при рассмотрении законопроекта надеется на поддержку коллег в парламенте.

Читайте также:

• Материнский капитал: инструкция по применению

Сказались санкции

В 2020 году «Автоваз» выпустил 352 334 автомобиля Lada, в 2021 году их производство увеличилось до 366 985, но потом случился спад: за январь-сентябрь 2022 года выпущено только 73 992 машины, сообщил ресурс auto.vercity.ru.

Сокращение производства было вызвано введением в отношении России нескольких пакетов санкций, из-за чего многие иностранные комплектующие, в том числе полупроводники и чипы для систем ABS оказались в дефиците. В итоге «Автоваз» был вынужден приостанавливать производство.

Благодаря разрешению Правительства выпускать автомобили без подушек безопасности, ABS и некоторых других комплектующих, а также понизить экологический класс двигателей до ЕВРО-0, конвейер удалось запустить. В конце августа концерн возобновил производство автомобилей с подушкой безопасности, а перезапустить выпуск машин с ABS компания планирует в 2023 году, пишет РБК.

Ранее Соколов заявлял, что перенос производства Lada Vesta из Ижевска в Тольятти уже идет полным ходом. Автомобиль Lada Vesta на площадке Тольяттинского автомобильного завода сойдет с конвейера уже весной следующего года, пообещал он. В дальнейшем планируется нарастить это производство, сообщил он в интервью РИА Новости.

Также Соколов отметил, что в научно-техническом центре «Автоваза» уже сделано 25 прототипов автомобилей нового B-семейства Granta. Они прошли определенные испытания, в том числе по безопасности. При этом первые прототипы электрической версии Largus, которые будут производить в Ижевске, появятся к концу года. Выпуск первой опытной партии намечен на 2023 год.

«Если говорить о серийном производстве, его объем будет зависеть от потребности рынка. Но в отличие от всех других проектов, которые были анонсированы в последнее время, электрический Lagrus «Автоваза» будет единственным высоколокализованным отечественным электромобилем», — сказал Максим Соколов.

Куда едем?

Хотя расширение действия маткапитала на покупку авто и активизирует продажи отечественных машин, для развития отрасли в целом требуются более существенные ресурсы, а главное — понимание, куда она движется в принципе, считает Андрей Кутепов.

«Когда мы говорим о поддержке АвтоВАЗа, мы говорим о бюджетных мерах. Но они несопоставимы с тем, что сейчас требуется. Мы сейчас говорим о пяти миллиардах рублей, а Максим Соколов говорит о том, что сейчас уровень долговой нагрузки составляет 12 миллиардов по году, а необходимость — 20 миллиардов рублей», — отметил сенатор, добавив, что вопрос важен и разночтений здесь быть не должно, поэтому в стратегии развития отрасли нужно определить главные направления на ближайшее время.

Андрей Кутепов © пресс-служба Совета Федерации

«Или мы продвигаем развитие АвтоВАЗа, или создаем конкурентные предприятия, которые будут толкаться на нашем же рынке. Их предложения будут примерно сопоставимы. Может быть, стоит более амбициозно подходить и выходить на внешние рынки? Сейчас 10-12 процентов продукции АвтоВАЗа экспортируется. Международный рынок достаточно большой и емкий, может быть, здесь смотреть, если начинаем развивать новые производства? Понятно, сейчас нужно сохранить уровень производства в стране, который существует. Но давайте более амбициозные планки ставить», — предложил Кутепов.

При этом все выпускаемые на российских предприятиях автокомпоненты, по словам сенатора, должны быть конкурентными на рынке. Для этого нужно постоянно инвестировать в новые разработки. А как и куда именно инвестировать, должна определять стратегия развития отрасли, которую подготовит Минпромторг. Причем горизонт планирования не стоит размазывать до 2035 года, а ограничить тремя годами, как и бюджетный цикл.