АвтоВАЗ просит маткапитал
Руководство автоконцерна также предлагает обсудить законодательную норму, обязывающую таксопарки иметь определенное количество российских автомобилей
Необходимо разрешить использовать маткапитал для покупки автомобиля — это поможет молодым семьям и в то же время поспособствует развитию автопредприятия, уверены на АвтоВАЗе. А говоря о развитии автопрома, не стоит сбрасывать со счетов и возможность наращивания поставок машин за рубеж. В целом же Минпромторгу следует разработать внятную стратегию трансформации отрасли на ближайшие два-три года, чтобы было понимание, «куда мы движемся». Об этом заявил глава Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов 20 сентября на совещании в палате регионов, посвященном развитию отечественной автомобильной промышленности.
Похожее предложение уже есть
По-настоящему технологическую независимость российскому автопрому принесут собственные новые двигатели для легковушек и трансмиссия, на разработку которых потребуется три-четыре года. При этом развивать отечественную автомобильную индустрию можно и не за счет прямых бюджетных вливаний, без которых, разумеется, не обойтись, но и косвенными способами.
По мнению главы АвтоВАЗа Максима Соколова, не лишено смысла обсудить законодательную норму, которая бы обязала таксопарки иметь определенное количество российских автомобилей. «Это достаточно емкий рынок с точки зрения потребления автомобильной продукции», — пояснил Соколов.
Также он считает разумным использовать материнский капитал для покупки отечественного первого автомобиля для семьи. По мнению Соколова, это поможет и увеличению благосостояния молодых семей, и сбыту чисто российских автомобилей.
Идею поддержали и законодатели. Как пояснила «Парламентской газете» первый зампред думского Комитета по просвещению Яна Лантратова, в июле в Госдуму внесли законопроект, расширяющий возможности использования маткапитала. Авторы документа предложили тратить эти деньги и на покупку автомобиля. «Главное условие — машина должна быть новой, произведенной в России и иметь не менее трех пассажирских мест, помимо водительского», — отметила соавтор законопроекта.
Документ устанавливает ограничения: стоимость авто не должна быть больше двух миллионов рублей, а мощность двигателя — до 125 лошадиных сил.
Чтобы избежать злоупотреблений со стороны родителей и гарантировать целевое расходование средств, законопроект предписывает включать в число собственников автомобиля и ребенка. А если машину продадут в течение трех лет после покупки, то придется вернуть деньги в Пенсионный фонд.
«Мы уже получили большое количество писем от людей в поддержку нашей инициативы. Они говорят, что им это необходимо. Более того, если посмотреть на сообщения СМИ, то видно, что в поддержку выступает Краснодарский край, Адыгея. Чем это объясняется? Во-первых, когда деньги долго лежат без дела, они обесцениваются. Во-вторых, это не роскошь, а для некоторых семей самая настоящая нужда», — подчеркнула Лантратова. Депутат добавила, что при рассмотрении законопроекта надеется на поддержку коллег в парламенте.
Читайте также:
• Материнский капитал: инструкция по применению
Сказались санкции
В 2020 году «Автоваз» выпустил 352 334 автомобиля Lada, в 2021 году их производство увеличилось до 366 985, но потом случился спад: за январь-сентябрь 2022 года выпущено только 73 992 машины, сообщил ресурс auto.vercity.ru.
Сокращение производства было вызвано введением в отношении России нескольких пакетов санкций, из-за чего многие иностранные комплектующие, в том числе полупроводники и чипы для систем ABS оказались в дефиците. В итоге «Автоваз» был вынужден приостанавливать производство.
Благодаря разрешению Правительства выпускать автомобили без подушек безопасности, ABS и некоторых других комплектующих, а также понизить экологический класс двигателей до ЕВРО-0, конвейер удалось запустить. В конце августа концерн возобновил производство автомобилей с подушкой безопасности, а перезапустить выпуск машин с ABS компания планирует в 2023 году, пишет РБК.
Ранее Соколов заявлял, что перенос производства Lada Vesta из Ижевска в Тольятти уже идет полным ходом. Автомобиль Lada Vesta на площадке Тольяттинского автомобильного завода сойдет с конвейера уже весной следующего года, пообещал он. В дальнейшем планируется нарастить это производство, сообщил он в интервью РИА Новости.
Также Соколов отметил, что в научно-техническом центре «Автоваза» уже сделано 25 прототипов автомобилей нового B-семейства Granta. Они прошли определенные испытания, в том числе по безопасности. При этом первые прототипы электрической версии Largus, которые будут производить в Ижевске, появятся к концу года. Выпуск первой опытной партии намечен на 2023 год.
«Если говорить о серийном производстве, его объем будет зависеть от потребности рынка. Но в отличие от всех других проектов, которые были анонсированы в последнее время, электрический Lagrus «Автоваза» будет единственным высоколокализованным отечественным электромобилем», — сказал Максим Соколов.
Куда едем?
Хотя расширение действия маткапитала на покупку авто и активизирует продажи отечественных машин, для развития отрасли в целом требуются более существенные ресурсы, а главное — понимание, куда она движется в принципе, считает Андрей Кутепов.
«Когда мы говорим о поддержке АвтоВАЗа, мы говорим о бюджетных мерах. Но они несопоставимы с тем, что сейчас требуется. Мы сейчас говорим о пяти миллиардах рублей, а Максим Соколов говорит о том, что сейчас уровень долговой нагрузки составляет 12 миллиардов по году, а необходимость — 20 миллиардов рублей», — отметил сенатор, добавив, что вопрос важен и разночтений здесь быть не должно, поэтому в стратегии развития отрасли нужно определить главные направления на ближайшее время.
«Или мы продвигаем развитие АвтоВАЗа, или создаем конкурентные предприятия, которые будут толкаться на нашем же рынке. Их предложения будут примерно сопоставимы. Может быть, стоит более амбициозно подходить и выходить на внешние рынки? Сейчас 10-12 процентов продукции АвтоВАЗа экспортируется. Международный рынок достаточно большой и емкий, может быть, здесь смотреть, если начинаем развивать новые производства? Понятно, сейчас нужно сохранить уровень производства в стране, который существует. Но давайте более амбициозные планки ставить», — предложил Кутепов.
При этом все выпускаемые на российских предприятиях автокомпоненты, по словам сенатора, должны быть конкурентными на рынке. Для этого нужно постоянно инвестировать в новые разработки. А как и куда именно инвестировать, должна определять стратегия развития отрасли, которую подготовит Минпромторг. Причем горизонт планирования не стоит размазывать до 2035 года, а ограничить тремя годами, как и бюджетный цикл.
Ещё материалы: Яна Лантратова , Андрей Кутепов