Автомобилистов предложили разделить на любителей и профессионалов
Общественная палата подготовила рекомендации для Правительства по изменению системы подготовки водителей
Программу обучения в автошколах хотят упростить для любителей — тех, кто не собирается трудиться в сфере перевозок грузов и пассажиров, в том числе в такси. А вот профессионалов, планирующих работать по найму, следует готовить более тщательно и дольше. Такие рекомендации в ближайшее время будут направлены в МВД, Минпросвещения и Минтранс, рассказал «Парламентской газете» руководитель рабочей группы Общественной палаты по вопросам оптимизации подготовки водителей транспортных средств Владимир Коробчак.
Путь в профессию
В Общественной палате предлагают разделить подготовку водителей на профессиональную и любительскую категории. Как пояснил нашему изданию Владимир Коробчак, программы обучения при этом должны отличаться и для водителей-профессионалов нести большую содержательную часть в плане организации движения и перевозок, изучения необходимой для этого документации.
«Например, у нас сегодня даже путевые листы заполняются в электронном виде, этому необходимо учить водителей, — пояснил эксперт. — Также в курс следует включить и другие специальные дисциплины, за счёт чего длительность самой подготовки может увеличиться».
При этом водителя-любителя надо научить только основным моментам управления транспортного средства и Правилам дорожного движения, убеждены в Общественной палате. Обычному автомобилисту не нужны организационно-управленческие дисциплины, не связанные с безопасностью дорожного движения, например, «диспетчерское руководство работой подвижного состава».
Тем не менее считается, что все выпускники автошкол настоящие профессионалы.
«У нас даже подготовка ведётся по программам «профессионального» обучения, — акцентирует эксперт. — Хотя работать в такси или в перевозке грузов желают не все. Мы считаем, что программу подготвки водителей стоит пересмотреть».
По его словам, рекомендации в настоящий момент проходят процедуру согласования в Общественной палате, после чего будут направлены в Минпросвещения, МВД и Минтранс.
Минтранс — за, МВД — против
Как рассказал Коробчак, транспортное ведомство в целом поддерживает предложения Общественной палаты. Надо напомнить, что министерство ещё в 2019 году само выходило с подобной инициативой.
На федеральном портале проектов нормативных правовых актов был опубликован для обсуждения проект поправок к Закону «О безопасности дорожного движения», разработанных Минтрансом. Согласно проекту, обучение в автошколе не считалось образовательным процессом. Граждане, как и прежде, могли проходить там подготовку по всем категориям и подкатегориям (А, B, C, D и так далее), сдавать экзамены в ГИБДД и получать права. Но при этом они считались бы любителями, которые не имеют права работать по найму на перевозках грузов или пассажиров.
Чтобы стать водителем-профессионалом, владелец прав категории C, D должен был, согласно проекту, пройти специальные курсы повышения квалификации. По окончании он получит свидетельство о профессии водителя сроком на пять лет.
Однако Госавтоинспекция тогда не поддержала предложение Министерства транспорта, посчитав, что разделение водителей на профессионалов и любителей может негативно сказаться на качестве обучения и в целом на безопасности на дорогах.
Реформа назрела
«По тем резонансным ДТП, которые совершаются в России, мы видим, что причиной большинства из них являются недостаточно квалифицированные водители, особенно в сфере пассажирских перевозок», — не соглашается с МВД Владимир Коробчак.
Да, многие автотранспортные предприятия при наборе на работу смотрят на водительский стаж будущего сотрудника. Например, чтобы работать в такси, соискатель, согласно закону, должен покрутить баранку не менее трёх лет.
«Только у нас до сих пор нет эффективной системы, которая могла бы подтвердить такой стаж, — отмечает Коробчак. — Человек может получить права десять лет назад, ни разу не подойти к машине после этого, а потом внезапно сесть за руль самосвала или маршрутки».
Обязательное получение профессиональных водительских прав по углублённой программе обучения решило бы эту проблему, убеждён эксперт.
Читайте также:
• Правила обучения в автошколах изменятся с 1 сентября • Для водителей готовят «внеочередные» техосмотры • Без иномарок не останемся
Реформа обучения в автошколах последние несколько лет обсуждается в экспертном сообществе и давно назрела, сказал «Парламентской газете» координатор движения «Общество синих ведёрок» Пётр Шкуматов.
«Водителей обучают по совершенно одинаковым программам, которые при этом неадекватны тому, с чем водитель сталкивается на дороге, — пояснил он. — При этом необходимо разделить не только подготовку автомобилистов на любительский и профессиональный уровень, но и предусмотреть для них разную степень ответственности.
По его словам, с профессионалов нужно спрашивать строже за несоблюдение ПДД. При этом следует ограничить для них перечень нарушений, за которые могут лишить прав, возможно, повысив размер штрафов.
«Любитель если лишится прав, то может и на такси на работу поездить, а для профессионалов такое наказание будет означать потерю заработка на длительное время», — пояснил он.