Автомобили, ставшие колымагами, предлагают не пускать на дороги
В Минпромторге считают целесообразным дополнительно простимулировать приобретение новой техники российского производства
Повысить спрос на отечественные автомобили предлагают в том числе введением ограничения срока эксплуатации машин с просроченными ресурсами, которые всё ещё чадят на дорогах. В первую очередь речь идёт о грузовом и общественном транспорте, но постепенно дело дойдёт и до легковых автомобилей. Об этом сообщил министр промышленности и торговли Денис Мантуров, выступая на «правительственном часе» в Госдуме 21 декабря. Председатель палаты Вячеслав Володин при этом подчеркнул, что российская промышленность должна развиваться, а торговля — укреплять свои позиции, но не за счёт граждан, а повышая эффективность благодаря внутренним ресурсам.
Экологичные автобусы и трамваи
С 2014 года на запуск более тысячи проектов государства и бизнеса направлено свыше 2,8 триллиона рублей, что в целом позволило нарастить долю российской продукции на внутреннем рынке до 60 процентов, отметил Денис Мантуров. Потенциал для её дальнейшего увеличения сосредоточен преимущественно в сегментах сырья, материалов и комплектующих, сообщил он. Чтобы оперативно закрыть самые критические ниши, Минпромторг запустил программу «Импортозамещение 2.0», предусмотрев дополнительные механизмы поддержки.
Дело важное, но результаты предпринятых мер предстоит оценить в будущем, а что делать с настоящим, в котором растут цены как на промышленную продукцию, так и в розничной торговле, особенно на продукты питания?
А тут ещё число розничных рынков вне торговых сетей уменьшилось за последнее время в 6,5 раза, напомнил председатель думского Комитета по контролю Олег Морозов. Депутаты относят эту проблему в том числе к сфере ответственности Минпромторга и предлагают взять её решение на совместный контроль Правительства и Госдумы.
Кроме того, Морозов обратил внимание министерства на проблему городского транспорта — необходимость замены устаревших транспортных средств на высокотехнологичные, экологичные трамваи, автобусы и троллейбусы.
Для многих регионов эта проблема становится просто кричащей, уточнил депутат, добавив, что её решение будет, с одной стороны, стимулировать отечественного производителя, с другой — гарантирует оказание гражданам качественных и безопасных транспортных услуг.
Эти машины подлежат утилизации
Первый зампредседателя думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой (ЛДПР) поддержал инициативу коллеги, предложив разработать госпрограмму утилизации автомобилей для стимулирования замены автотранспорта.
По словам депутата, средний возраст легковых автомобилей в России на сегодня составляет порядка 14 лет, а в ряде регионов — 22 года. Особенно на Дальнем Востоке. Именно такие машины провоцируют аварии и загрязняют воздух, отметил депутат. Он добавил, что общий объём изношенного российского автопарка составляет более 60 миллионов машин.
Причина низких темпов утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств, на взгляд Лугового, кроется в недостатке ресурсной базы на ломозаготовительных площадках. «Я лично посетил несколько площадок и могу сказать, что большая часть автотранспортных средств — 90 процентов — до утилизаторов не доходят», — уточнил Луговой.
По словам депутата, главная проблема утилизаторов на сегодня — отсутствие субсидий, хотя законом они предусмотрены. Причём деньги есть: 35 миллиардов рублей, которые поступают в бюджет в качестве утилизационного сбора от импортных автомобилей. Деньги уходят в Минфин, и до утилизаторов они не доходят, хотя, опять же, должны доходить, отметил Андрей Луговой.
Читайте также:
• Старые автомобили становятся невъездными. Пока — в отдельные городские зоны • Росреестр предлагает уточнить размеры машино-мест
Депутат предложил в 2022 году внести изменения в действующие правила предоставления субсидий утилизаторам и определить требования к площадкам, на которых они находятся, а также ввести реестр утилизаторов.
Мантуров поддержал предложение депутата, рассказав о недавней встрече с председателем Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгением Москвичёвым («Единая Россия»), на которой они говорили о необходимости стимулировать спрос. В том числе используя инструменты ограничения сроков эксплуатации техники уже с просроченными ресурсами. «В первую очередь это касается грузового и общественного транспорта, ну, и постепенно двигаться к легковому транспорту», — сказал министр.
По мнению Мантурова, если сделать сопряжение программ ограничения сроков эксплуатации и стимулирования спроса, получится дополнительный эффект.
Когда Aurus станет серийным?
Повышать спрос нужно не только на массовый сегмент легковушек, но и на премиальный. Зампредседателя Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Леонов (ЛДПР) поинтересовался у министра, когда в стране начнётся серийное производство автомобилей марки Aurus, в том числе анонсированного ранее внедорожника?
Денис Мантуров пообещал, что это произойдёт до конца 2022 года на заводе в «Алабуге» (Татарстан): в этом году здесь уже начали производить седаны этой модели.
Министр напомнил, что впервые в нашей истории не только был разработан проект в премиальном автомобильном сегменте, но и создана единая модульная платформа, которую смогут использовать другие российские автопроизводители. К примеру, гибридную стосильную установку, которую делают сегодня на заводе в Сарапуле для Aurus. Она может быть поставлена на другие российские автомобили.
И не только эта установка. Есть ещё девятиступенчатая автоматическая коробка передач, не уступающая лучшим мировым характеристикам, заверил Мантуров. Система управления электроникой также полностью российская.
Министр добавил, что к 2024 году планируется запуск в производство автомобилей Aurus на водородном топливе, а прототип первой водородной заправки появится не позднее 2023 года. Необходимое оборудование находится в процессе разработки.