Автобусы полные, валидаторы не работают, но в целом неплохо
Транспортная реформа в Петербурге выявила несколько важных недочетов, которые теперь должны исправить власти
С 1 апреля в Петербурге стартовал первый этап транспортной реформы. В разных районах города открылись 24 новых маршрута, изменилось движение 19 автобусов, закрылись три социальных и 33 коммерческих маршрута, 97 начали работу по новым правилам обслуживания пассажиров. Первая неделя показала: катастрофы не произошло, но есть над чем работать.
Плюсы есть
Больше всех довольны жители кварталов, в которых располагаются кольцевые стоянки нового транспорта. Их положительные отзывы получил депутат Заксобрания Петербурга Алексей Цивилев, возглавивший недавно созданную комиссию городского парламента по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры. В преддверии запуска транспортной реформы город закупил белорусские автобусы, которые работают на газомоторном топливе — без выхлопных газов, которые так мешали петербуржцам. По договоренностям, достигнутым во время визита губернатора города Александра Беглова в Минск в феврале 2022 года, до 1 июля петербургские перевозчики получат около 900 автобусов МАЗ.
Еще один плюс, который обнаружил депутат, — это качество нового транспорта: «Я общался с водителем, который пересел с маршрутки. По его словам, это как оказаться в кабине космического корабля. В целом люди оценивают старт транспортной реформы позитивно», — отметил депутат.
Трудности перевоза
Горожане, которые получили возможность оставлять комментарии на официальной странице комитета по транспорту, не так оптимистично настроены. Больше всего нареканий высказали из-за неработающих валидаторов. На новых маршрутах автобусы работают без кондукторов, пассажиры должны сами при входе оплачивать проезд любым из видов электронных проездных, включая льготные, или разовым QR-билетом, который можно приобрести в кассах метрополитена и киосках «Организатора перевозок». Недовольство пассажиров вызвано как раз тем, что валидаторы в новых автобусах выдают ошибки и не считывают проезд, например, с «Подорожника».
Жители Кронштадта пожаловались на разреженный график движения транспорта, который не позволяет выехать и вернуться на остров вовремя. А автобусы, которые прибывают на остановки, забиты под завязку. Такие же проблемы наблюдаются и в других районах на некоторых новых маршрутах.
Часть пассажиров настоятельно требует вернуть маршрутки, которые передвигались быстрее, а на круг выходили дешевле. Часть высказывается за большие автобусы: «С маршрутками уж точно не лучше — люди стояли в очередях на улице и забивались битком. А автобусы предусмотрены под коляски, и народу много вмешается», — гласит один из комментариев.
Новые QR-билеты тоже вызвали нарекания. Жителям спальных и отдаленных районов их приобрести порой просто негде: метро далеко, а киосков с продажей одноразовых проездных еще не поставили. Алексей Цивилев также выразил недоумение из-за срока действия одноразовых билетов: «Это же приобретенный товар, почему он действует только три дня? Я не понимаю, почему такое ограничение?»
Читайте также:
• Петербург борется с санкциями
Непересадочный тариф
С 1 апреля начал действовать пересадочный тариф «60 минут». При оплате электронной картой «Подорожник» первая поездка стоит 40 рублей, вторая 10 рублей, третья и последующие — бесплатны. Но и им пассажиры оказались недовольны: за один час с учетом пробок трудно вовремя пересесть с одного транспорта на другой, если билет активирован при входе. В комментариях в сообществе комтранса в ВК прозвучали предложения фиксировать оплату за проезд на выходе из автобусов. Только так 60-минутный тариф останется актуальным.
Критику у пассажиров вызвали новые остановочные павильоны. О жалобах рассказал Алексей Цивилев: «Новые остановки красивые, но они совершенно не защищают от ветра, косого дождя и снега. Мы даже решили собрать совещание и пообщаться с теми, кто их проектировал и согласовывал».
Безработных не наблюдается
Второй этап реформы запланирован на 1 июня, а третий — на 15 июля 2022 года. В итоге весь общественный транспорт откажется от кондукторов. Но пока информации о массовых или точечных сокращениях персонала не поступает.
Комтранс пояснил, что кондукторов нет там, где их и не было, — на маршрутах, вышедших взамен коммерческого транспорта. На маршрутах в центральных районах сокращать людей не станут и после полного запуска реформы. Ранее комтранс сообщал, что часть кондукторов могут быть переквалифицированы в контролеров.