Поезд Памяти - 2024

22:07В Минске завершился проект «Поезд Памяти» 2024 года

18:36Сенатор Косачев оценил уровень безопасности «Поезда Памяти»

18:27Участники «Поезда Памяти» посетили мемориальный комплекс «Хатынь»

Автобусы по вызову: Минтранс РФ предложил новый вид перевозок

Порядок движения таких ТС, маршрута и остановок будут определять региональные власти

24.06.2024 00:00

Автор: Валерий Филоненко

Автобусы по вызову: Минтранс РФ предложил новый вид перевозок
  © Тимур Ханов/ПГ

Вскоре во всех регионах могут появиться перевозки пассажиров и багажа по запросам. Посадка и высадка россиян, захотевших воспользоваться новацией, предусматривается только на остановках, где это не запрещено дорожными знаками. При определении тарифов на такие перевозки допускается государственное регулирование. Если перевозчик в результате потеряет часть дохода, то убытки будут компенсированы регионами, которые, помимо этого, смогут предоставлять определенным категориям граждан льготы на проезд. Такой законопроект Министерство транспорта разместило 14 июня на портале проектов нормативных правовых актов. «Парламентская газета» выясняла, насколько полезным и востребованным у населения окажется нововведение.

Маршрутный или персонализированный

Развитие персонализированных перевозок пассажиров и багажа как альтернативы маршрутным перевозкам с учетом региональных особенностей является одной из целей Транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной Правительством в 2021 году. Как отмечают авторы законопроекта, сегодня множество перевозчиков предлагают такие услуги, при этом места посадки и высадки пассажиров определяются на основании запросов граждан.

К примеру, москвичи с 2021 года могут воспользоваться сервисом «По пути» в приложении «Московский транспорт». Чтобы заказать автобус, нужно зайти в приложение, выбрать соответствующий раздел и разместить заказ, указав ближайшую остановку в границах зоны действия системы, к которой нужно подать автобус. Далее достаточно выбрать необходимое время прибытия автобуса. Если инициатива Минтранса обретет формат закона, то масштабы внедрения подобных новинок выйдет на новый уровень и вполне может распространиться по всей стране. Но прежде нужно устранить ряд правовых лакун.

В предложенных поправках разработчики указывают, что перевозки по запросу являются персонализированными и обладают как признаками регулярных, так и признаками перевозок по запросу. Поэтому необходимо устранить такую двойственность. Законопроект также устанавливает, что такие поездки производятся на основании публичного договора перевозки автомобильным транспортом, посадка и высадка пассажиров осуществляются на остановках, где это не запрещено дорожными знаками.

«Заключение договора перевозки пассажира по запросам удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату — квитанцией на провоз ручной клади», — указано в документе.

Порядок организации перевозок, в том числе определение остановок, маршрута и интервала движения автобусов, будет определяться властями регионов, в границах которых расположены места остановок.

Разработчики законопроекта допускают применение государственного регулирования при определении тарифов на такие перевозки. Если перевозчик в результате регулирования потеряет часть дохода, то убытки будут компенсироваться ему на условиях, предусмотренных законодательством субъектов. Также регионы смогут предоставлять определенным категориям граждан льготы на проезд.

Нужно прописать ответственность и требования

Тема перевозок по запросам, безусловно, должна быть отрегулирована в правовом поле, считают в Госдуме. Кроме того, на законодательном уровне целесообразно прописать требования к перевозчикам, пояснил «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Рафаэль Марданшин.

«Еще один важный момент — ответственность, — уточнил депутат. — Чтобы в случае причинения вреда здоровью или ущерба имуществу пассажиры не добивались защиты своих прав через суд, а все решалось цивилизованно через страховую ответственность».

И в этом смысле инициативу Минтранса можно назвать актуальной, полагает глава общественного объединения «Союз пассажиров» и зампред Общественного совета при Минтрансе Илья Зотов. «Ведь такие проекты уже работают, но законодательного оформления нет, то есть ни права пассажиров, ни другие моменты не учтены», — отметил он в беседе с «Парламентской газетой». По мнению эксперта, вопрос злободневный для многих регионов, где требуется запускать пассажирское сообщение. При этом имеются очевидные плюсы: стоимость поездки получается по цене обычных пассажирских маршрутных автобусов. Отличие лишь в том, что такой транспорт будет работать не на регулярной основе, а по запросу, уточнил Зотов.

В законопроекте также необходимо установить, кто сможет предоставлять услуги перевозчиков в новом формате. По словам Зотова, запросы пассажиров могут исполнять не только частные компании, но и муниципальные, выполняющие перевозки по городу.

Среди рисков внедрения системы перевозок по запросу глава «Союза пассажиров» видит полную отмену регулярных рейсов и «огромное количество частных компаний, которые будут дублировать действующих перевозчиков, что приведет к хаосу на рынке городских перевозок». «Чтобы этого не случилось, нужно закрепить в законе, в каких населенных пунктах и на каких условиях такие перевозки могут осуществляться. То есть там, где уже есть регулярный маршрут, нужно запретить выполнение перевозок по запросу», — подчеркнул Илья Зотов.

Эксперт сомневается, что предложенная система перевозок при всех очевидных ее положительных свойствах в нынешних реалиях будет корректно работать везде. Скорее всего, механизм придется донастраивать.

Читайте также:

• Минпромторг обещает скидки на электрические грузовики и автобусы