Автобусные перевозки подчинят единым требованиям
Новые правила будут распространены на одноразовые и частные рейсы
На любые виды пассажирских перевозок в скором времени будут введены лицензии. Соответствующий законопроект уже находится на рассмотрении в Госдуме. Насколько эффективным станет ужесточение требований к состоянию транспортных средств и соблюдению сотрудниками автопредприятий режима труда и отдыха? Этот вопрос эксперты обсудили в пресс-центре «Парламентской газеты».
Минтранс предлагает единые требования для всех перевозчиков
В июне этого года менее чем за сутки в трёх российских регионах произошли три дорожные аварии, жертвами которых стали более 14 человек. В связи с этим Минтранс предложил вернуть обязательное лицензирование автобусных перевозок. Напомним, сейчас лицензированию подлежат только регулярные, городские и пригородные виды сообщения. Между тем около 75 процентов рынка межрегиональных автобусных перевозок выполняют так называемые одноразовые рейсы.
«Такие перевозчики зачастую нерегулярно проводят технические осмотры транспортных средств и подвергают пассажиров опасности», — отметила глава Комиссии по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей Общественной палаты (ОП) РФ Елена Сутормина.
Кроме того, действия частников наносят ущерб и государству: названные участники рынка перевозок ведут серую деятельность и избегают уплаты налогов. Законопроект Минтранса установит для всех пассажирских перевозчиков равные обязанности.
«Когда пошла борьба за цены, участники рынка перестали соблюдать необходимые требования, связанные с состоянием автобусов», — объясняет руководитель Агентства автомобильного транспорта Минтранса РФ Алексей Двойных.
Если в отрасль вернётся необходимость получать лицензию, у государства появится информация о состоянии транспорта и его владельцах.
По его мнению, обязательное лицензирование не повлечёт дополнительной нагрузки на перевозчиков, если, конечно, не считать таковой наличие тахографа, относительно новой машины с качественной резиной. А водитель, прежде чем заступить в рейс, должен пройти медосмотр. Но эти требования в Минтрансе считают необходимой нормой для обеспечения безопасности пассажиров. «Если в отрасль вернётся необходимость получать лицензию, у государства появится информация о состоянии транспорта и его владельцах», — подчёркивает Алексей Двойных.Союз пассажиров выступает за открытость данных об аварийности
«Лицензирование — не панацея, эта мера не даёт возможности улучшить или ухудшить качество пассажирских перевозок, речь идёт скорее о создании унифицированных требований», — согласен с представителем Минтранса председатель наблюдательного совета Ассоциации «Межрегионавтотранс» Сергей Храпач.
Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков также поддерживает идею лицензирования пассажирских перевозок. Но, по мнению общественника, чрезмерное ужесточение правил перевозок может привести к исчезновению некоторых региональных маршрутов. Например, из Петропавловска-Камчатского, привёл он пример, до ближайшего населённого пункта водитель едет часов 6-7, утром снова выходит в рейс.
«Если в населённом пункте нет фельдшера, который сможет провести медосмотр, значит, маршрут надо закрывать», — говорит Янков. Требование о том, что в ночное время пассажирские автобусы должны находиться на охраняемых стоянках, с точки зрения председателя Союза пассажиров России, тоже невыполнимое. Вместо этого эксперт предлагает нестандартные решения, своего рода репутационные штрихи к работе организаторов пассажирских перевозок.
«Необходимо открыть данные ГИБДД об аварийности водителя или перевозчика, который собирается заниматься пассажирскими автоперевозками. Такая статистика у ГИБДД уже есть, но она не публичная. Если данные будут открыты, заказчик перевозки сможет посмотреть всю необходимую информацию о транспортной компании», — пояснил Янков.
Удалённый медосмотр — при помощи телемедицины
Член Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Фомин согласен с тем, что в сфере пассажирских перевозок необходимо наводить порядок, и вместе с тем сенатор выступает против некоторых ограничений, касающихся технического состояния автобуса.
Не так давно палата регионов отправила протокольное поручение Правительству, в котором сенаторы просили отменить норму, согласно которой с 1 июля 2017 года запрещено перевозить детей на пассажирских автобусах старше 10 лет. «Техническое состояние автобуса и самолёта зависит не от возраста, а от условий эксплуатации», — высказал мнение сенаторов Игорь Фомин. В настоящее время вопрос о том, можно ли перевозить детей на автобусах, находившихся в эксплуатации больше 10 лет, так и не решён, что ставит под угрозу экскурсионные и туристические поездки пяти миллионов юных россиян.
Многие технические вопросы, связанные с введением обязательного лицензирования, тоже находятся в стадии разработки. Так, законопроект предполагает использование новейших технологий и возможностей телемедицины для удалённого медицинского осмотра водителей. «Эта мера позволит существенно сэкономить бюджетные средства», — рассказал “Парламентской газете” Двойных. — Но вместе с тем она требует межведомственного взаимодействия». Многие транспортные предприятия, привёл пример представитель Минтранса, уже ввели в своих автопарках удалённый медосмотр.
Следующее обсуждение инициативы Минтранса пройдёт уже на площадке Общественной палаты. Как рассчитывают разработчики, нулевые чтения документа продлятся вплоть до осенней сессии в Госдуме.