Авиакатастрофа в Шереметьеве: кто крайний?
Появляются новые подробности аварии «Суперджета» компании «Аэрофлот»
Дополнительные расчёты спасателей не сразу пустили в аэропорт Шереметьево после катастрофы SSJ-100 компании «Аэрофлот» — по словам замминистра МЧС Павла Барышева, причину задержки объяснили тем, что полоса была «закрыта». Межгосударственный авиационный комитет обещает в ближайшее время опубликовать отчёт о расследовании крушения. А эксперты отмечают — вопросы есть и к авиакомпании, и к техническому состоянию «Суперджетов», и к программе безопасности полётов в России.
Людям стало страшно летать?
Вторая группа спасателей при катастрофе «Суперджета» 5 мая прибыла на место с задержкой, потому что была «закрыта полоса», рассказал в кулуарах международного салона «Комплексная безопасность» замминистра МЧС Павел Барышев. «Подразделения МЧС не пустили на усиление. Подразделения, которые сработали непосредственно в очаге возгорания самолёта, были на месте. Они сработали», — цитирует чиновника РИА «Новости».
Самолет Sukhoi Superjet 100 «Аэрофлота», следовавший из Москвы в Мурманск, 5 мая вечером из-за попадания молнии экстренно вернулся в Шереметьево и совершил жёсткую посадку после 28 минут полёта. При посадке у него подломились стойки шасси и загорелись двигатели. По факту гибели 41 пассажира возбуждено уголовное дело. Среди возможных причин крушения эксперты и СМИ называют техническую неисправность, низкую квалификацию экипажа и плохие погодные условия.
Предварительный отчёт о крушении будет опубликован уже в ближайшее время — после его окончательной корректорской выверки, заявили во вторник в Межгосударственном авиационном комитете (МАК). В сообщении ведомства отмечается, что председатель технической комиссии МАК по расследованию катастрофы доложил министру транспорта России Евгению Дитриху и членам правительственной комиссии о ходе работы за первые 30 дней с момента авиакатастрофы. За это время эксперты провели полевой этап работы на месте авиапроисшествия (включая составление схемы авиапроисшествия), изучили фрагменты самолёта, проанализировали полученную информацию, расшифровку и данные бортовых и наземных средств объективного контроля, а также видеозаписей камер наружного наблюдения, поясняет МАК.
«На основании данных средств объективного полёта была представлена полная реконструкция полёта с воспроизведением синхронизированных записей переговоров членов экипажа между собой и с диспетчерскими службами аэропорта Шереметьево», — говорится в сообщении.
Тем временем практически сразу после трагедии ряд экспертов стали называть причиной катастрофы плохую подготовку пилотов «Аэрофлота». Как сообщил журналистам бывший конструктор ОКБ «Сухой» Вадим Лукашевич, попадание молнии в самолёт — нештатная, но достаточно рядовая ситуация. «Этот инцидент с попаданием молнии не создал катастрофическую ситуацию, просто от лётчиков потребовалось вспомнить, что они лётчики. Я считаю, что произошедшее — это ошибка пилотирования», — сказал Лукашевич.
Конструктор подчеркнул, что за всю историю эксплуатации самолёта молнии попадали в него 13 раз, и раньше это не приводило к катастрофам. Лукашевич пояснил, что до катастрофы в Шереметьеве на счету Sukhoi Superjet 100 не было катастроф с человеческими жертвами, кроме катастрофы в Индонезии, ставшей, по его словам, следствием «лихачества».
«Я скажу, может быть, крамольную вещь — сейчас Sukhoi Superjet является самым безопасным самолётом — к нему приковано всеобщее внимание, и именно с этим связаны отмены рейсов в последние дни», — отметил он.
Герой России, заслуженный летчик-испытатель РФ Магомед Толбоев тоже считает, что причиной катастрофы стали неумелые действия пилотов. «Лётчики разучились летать. Они стали операторами», — говорил он в интервью телеканалу ОТР.
На фоне таких обвинений сам «Аэрофлот» после катастрофы начал массово отменять рейсы самолетов Sukhoi Superjet 100: только 8-9 мая с полётов сняли 11 лайнеров по маршрутам из Москвы в Пермь, Ульяновск, Белгород и другие города. Как рассказал в беседе с Business FM авиаэксперт Роман Гусаров, причиной отмены могли стать просьбы самих пассажиров, которые стали бояться летать «Суперджетом».
«По возможности, я думаю, что просят авиакомпанию в той или иной форме заменить борт на другой тип. В любом случае репутационные потери уже есть. Конечно же, понесут репутационные потери и самолёт, и авиакомпания, и аэропорт. И даже если потом, в процессе расследования, окажется, что вины самолёта, авиакомпании, аэропорта нет или вклад в это событие минимален, всё равно, как говорится, имя уже прозвучало. Оно уже связано с этой трагедией. Конечно же, финансовые, коммерческие потери будут существенны», — заявил аналитик.
Усомнились в безопасности «Суперджета» и в авиакомпании S7: 4 июня совладелец группы S7 Владислав Филев публично поднял вопрос безопасности самолета Sukhoi Superjet 100, обратившись во время заседания к замглавы Минтранса Александру Юрчику. Он спросил о расследовании инцидента с SSJ-100 в октябре прошлого года, когда лайнер выкатился за пределы ВПП в Якутске. Тогда была разрушена стойка шасси. Филев не исключил, что в результате этого возникла течь из баков.
По мнению эксперта Ространснадзора Олега Смирнова, к словам Филева стоит относиться очень внимательно. «Потому что он возглавляет частную компанию, и он не подвержен приказам сверху по поводу эксплуатации SSJ-100 в отличие от того же «Аэрофлота», государственной компании. Филев в данном случае — непредвзятый игрок. Он руководствуется только тем, чтобы самолёт полностью отвечал вопросам безопасности и был выгоден для эксплуатации с точки зрения экономики», — приводит его слова газета «Взгляд».
В авиаотрасли — системный кризис
Филёв стал не первым, кто поднял вопрос о безопасности SSJ-100, напомнил Смирнов — на имя министра транспорта Дитриха эксплуатантами уже было направлено обращение, в котором излагались вопросы от профессионалов и от генерального прокурора Юрия Чайки.
Выступая на «правительственном часе» в Госдуме 29 мая, Чайка сообщил, что катастрофа SSJ-100 выявила комплексные проблемы в авиационной отрасли. По его словам, госпрограмма обеспечения безопасности полётов не соответствует международным требованиям, так как предусмотренные Конвенцией о международной гражданской авиации обязательства не выполнены. До сих пор не определён приемлемый уровень безопасности полётов, а также лицо, ответственное за реализацию программы, которая не менялась с 2008 года. Министерство транспорта РФ не разработало в полном объёме необходимые нормативные правовые акты о подготовке пилотов, сертификации авиатехники и её производителей. Не утверждены и правила наземного и технического обслуживания воздушных судов, требования к их лётной годности, типовые профессиональные программы в области подготовки авиаспециалистов.
Есть вопросы и к Росавиации — ведомство зачастую формально осуществляет контроль за деятельностью авиакомпаний, заявил Чайка. «Допускались случаи принятия неправомерных решений о соответствии требованиям федеральных авиационных правил авиаперевозчиков, находившихся в предбанкротном состоянии, имевших нехватку воздушных судов», — сказал он.
При этом агентство не принимало надлежащих мер по пресечению фактов эксплуатации самолётов, не отвечающих нормам воздушного законодательства. В ходе проведённой генеральной прокуратурой проверки выявлено более 400 гражданских воздушных судов, в которых произведены изменения типовой конструкции без проведения необходимых исследований и выполнения сертификационных работ в Российской Федерации.
Пока окончательная точка в расследовании авиакатастрофы не поставлена, а эксплуатация «Суперджетов» — не запрещена. По данным производителя SSJ-100 - компании «Гражданские самолеты Сухого», в эксплуатации находится 138 лайнеров этого типа: 105 в российских авиакомпаниях и 33 в иностранных. Крупнейший эксплуатант — «Аэрофлот», в парке которого до катастрофы числилось 50 таких самолётов.