Авиадебоширам уже не удастся улететь от наказания
Россия присоединилась к монреальскому протоколу об усилении борьбы с хулиганами на борту пассажирских лайнеров
Случаи неадекватного поведения пассажиров на борту самолёта, к сожалению, пока не являются редкостью, отмечают парламентарии. И присоединение России к Монреальскому протоколу о расширении юрисдикции над авиадебоширами, на их взгляд, поможет снизить печальную статистику хулиганских инцидентов во время полёта. Нарушителей правил поведения на борту теперь могут задерживать и наказывать по законам страны, куда прибывает воздушное судно.
Накажут по прилёту
Российская Федерация стала 32-м государством — участником Монреальского протокола 2014 года, сообщает РИА «Новости» 3 сентября со ссылкой на публикацию Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).
Протокол изменяет Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, подписанную в Токио 14 сентября 1963 года. 11 июня этого года Президент России Владимир Путин подписал закон о присоединении России к новому международному документу.
Ранее наши соотечественники, отличившиеся буйным поведением на международных рейсах, могли избегать ответственности. Подобного рода скандалы зачастую не подпадали под действие ни российского законодательства, ни законов страны прибытия. Согласно прежним нормам Конвенции, с хулиганами могло разобраться только государство, в котором зарегистрировано воздушное судно.
Благодаря Монреальскому протоколу другие страны также имеют возможность применять меры воздействия в отношении авиадебоширов, если самолёт выполняет посадку на их территории или лайнер принадлежит авиакомпании этого государства.
Протокол устанавливает и особенности взаимодействия командира воздушного судна с компетентными органами договаривающихся государств. После посадки командир имеет право передать им нарушителя. Также уточняются виды запрещённого поведения на борту лайнеров. К ним отнесли в том числе физическое нападение или угрозу его совершения в отношении члена экипажа и отказ авиапассажира следовать законным требованиям командира самолёта.
Новый документ закрывает существующий правовой пробел, отмечал первый зампредседателя Комитета Госдумы по международным делам Юрий Олейников при рассмотрении закона о присоединении России к Монреальскому протоколу на пленарном заседании в Госдуме 25 мая, сообщала «Парламентская газета».
«Теперь преследование лиц, совершивших преступление или нарушивших правила поведения в полёте, сможет осуществлять государство, где самолёт приземлился, и государство-эксплуатант, а не только государство — регистратор воздушного судна, как это было ранее», — сказал депутат.
«Наденьте маску!»
Сегодня скандалы на борту самолёта могут возникать, например, из-за нежелания пассажиров надевать маску для профилактики коронавирусной инфекции. Так, в Интернете появилось видео задержания авиадебоширки, которая устроила скандал на борту лайнера Москва — Анталия, сообщало РИА «Новости» 4 сентября. Пассажирка отказалась выполнять просьбу бортпроводника надеть маску в салоне самолёта, в результате чего возник конфликт. Экипажу авиалайнера пришлось вызвать сотрудников полиции, которые вывели пассажирку из самолёта под аплодисменты её попутчиков. Женщина отказывалась покинуть своё место, оказывала сопротивление и пыталась вырваться из рук полицейских. На гражданку был составлен протокол о мелком хулиганстве.
Читайте также:
• Выборный: видеокамеры в самолетах позволят сократить количество дебошей на борту • Совфед ратифицировал протокол о расширении юрисдикции над авиадебоширами • Авиакомпании просят Госдуму дать право экипажу на применение «спецсредств» в отношении авиадебоширов
В последнее время действительно участились случаи нарушения правил поведения на борту самолёта, сообщил «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный. Присоединение к протоколу даст возможность уменьшить число таких случаев, уверен он. «Новые меры нужны для того, чтобы каждый из нас мог спокойно и безопасно достичь цели путешествия, не переживая о том, что сосед по креслу будет допускать какие-либо противоправные действия и за это ему ничего не будет», — сказал депутат. Протокол отвечает требованиям времени и интересам нашей страны и других государств, уверен он.
Нужно ли усиливать ответственность?
Закон о ведении реестра авиадебоширов вступил в силу в июне 2018 года, напомнил Анатолий Выборный. Правоприменительная практика ещё недостаточно сформирована, считает он. «Фактически мы делаем первые шаги в этом направлении. Если мы увидим, что существующих правил недостаточно и они не выполняют свою превентивную функцию, только тогда мы пойдём на усиление ответственности», — сказал депутат. Он добавил, что законодатели в целом очень аккуратно относятся к ужесточению санкций.
Глава Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко также считает, что нужно проводить мониторинг принятых мер и, если они не помогут, нужно ужесточать наказания и правила поведения на борту. Об этом сенатор сообщил сетевому изданию «СенатИнформ».
«В данном случае чересчур не будет никогда. Главная задача законодателя при принятии таких законов, нормативных актов — обезопасить жизнь других пассажиров, которые не нарушают общественный порядок, не препятствуют работе экипажа и не создают угрозы безопасности полёта. Я думаю, что предпринятые законодателями шаги вполне обоснованны», — также сказал сенатор изданию.
Какие наказания действуют в России
За невыполнение законных распоряжений командира воздушного судна для авиапассажиров действует штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток.
Неправомерное поведение на борту воздушного судна может быть квалифицировано и в качестве уголовного преступления. По УК наказание за хулиганство на борту воздушного судна — от штрафа в размере 300 тысяч рублей до лишения свободы на срок до 5 лет. За совершение такого преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с сопротивлением представителю власти наказание может быть назначено в виде штрафа от 500 тысяч до 1 миллиона рублей, максимальное наказание — лишение свободы на срок до 7 лет. Если хулиганские действия совершены с применением взрывчатых веществ или взрывных устройств, то грозит до 8 лет лишения свободы.
По закону о ведении реестра авиадебоширов авиакомпании могут включать в них граждан на основании постановления суда по административному или уголовному делу. Участнику такого списка могут отказать в перевозке. Исключение составляют случаи, если гражданин летит на лечение или похороны. Через год авиакомпании должны исключить человека из чёрного списка.
Ещё материалы: Вячеслав Тимченко, Анатолий Выборный