Все о пенсиях в России

12.11.2024Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии в 2025 году составит 22,5 года

11.11.2024Воспитателям частных детсадов нужно предоставить право на досрочную пенсию

11.11.2024Комитет Госдумы одобрил поправку в бюджет о доиндексации пенсий

Анатолий Вассерман: Нужно формировать в обществе понимание, почему СВО была необходима

Депутат предлагает перенести фокус с исторических фактов на причины их возникновения

07.03.2023 00:00

Автор: Василиса Киреева

Анатолий Вассерман: Нужно формировать в обществе понимание, почему СВО была необходима
Анатолий Вассерман © Сергей Ведяшкин/АГН Москва

В России разрабатывают новый учебник истории, отражающий ее новейшие события. Уже в этом году Минпросвещения рассчитывает провести его апробацию, а с 2024-2025 учебного года — массово использовать в школах страны. Ранее глава ведомства Сергей Кравцов согласился с просьбой члена Комитета Госдумы по просвещению Анатолия Вассермана об участии парламентария в редактировании раздела о специальной военной операции. Депутат рассказал «Парламентской газете», какие вопросы должны быть там освещены и почему сейчас изучать историю проще, чем в СССР.

- Анатолий Александрович, кто, по вашему мнению, должен войти в рабочую группу по этой теме?

- В рабочую группу по составлению соответствующего раздела учебника должны войти в первую очередь люди, хорошо понимающие содержание исторического процесса, того, какие именно закономерности порождают те или иные исторические события. В частности, освещая специальную военную операцию, нужно сказать прежде всего о причине того, что она стала необходимой. О том, почему в истории каждая попытка осуществить старую польскую фальшивку «Украина не Россия» неизменно оборачивалась террором сперва против русского большинства жителей Украины, а потом уже против жителей сопредельных регионов остальной России. Вот люди, понимающие эту закономерность, и должны участвовать в редактировании данных разделов.

- То есть это в первую очередь профессионалы — историки, политологи?

- Да, именно так. Более того, я надеюсь, что и сам поучаствую в этой работе.

- В чем вы видите важность такой работы? Ведь в целом точка зрения на специальную военную операцию сейчас у россиян одна.

- Я считаю необходимым говорить не о самом этом событии, а о причинах, его породивших. У нас действительно единое практически по всему обществу мнение на то, что это было необходимо. Но пока нет достаточного понимания того, почему необходимо. Вот это самое понимание и надо формировать.

- О каких людях, которые уже стали частью нашей истории, стоит рассказать в этом разделе?

- Понятно, что надо будет говорить, например, о Богдане Хмельницком. Надо будет говорить о Валериане Калинке — об этой идее «Украина не Россия». А о ком еще, не знаю пока.

- Сейчас современную историю России изучают в старших классах и иногда до этих параграфов даже не доходят, заменяя это время на уроках на подготовку к ЕГЭ. Как исправить эту ситуацию?

- Просто надо поменять содержание самого ЕГЭ. Проверять не столько знание фактов, сколько понимание процессов, порождающих эти факты. Тогда подготовка займет намного меньше времени, а понимание предмета будет лучше.

Читайте также:

• В учебниках истории предложили рассказывать о добровольцах и тыловиках

- Какие еще темы стоит осветить в новых учебниках истории?

- Я думаю, что имеет смысл подробнее осветить причины, породившие революцию в начале XX века, те причины, что породили контрреволюцию в конце XX века.

Повторю, я считаю, что гораздо важнее освещать не конкретный список фактов, а причины, порождающие эти факты. Если вы понимаете эти причины, то факты гораздо легче воспринимать, потому что их тогда не надо зазубривать.

Должен заметить, что в советское время как раз закономерностям и движущим силам истории уделялось очень много внимания. Конечно, тогда все это анализировалось с позиций марксизма. Это в целом эффективный метод понимания истории, но, к сожалению, сам марксизм, как ни странно, в советское время был изрядно упрощен по сравнению с трудами самих Маркса и Энгельса. Надо сказать, что они сами лишь начали изучение вот этих движущих процессов истории — они предложили интересную концепцию.

После них в эту теорию тоже внесено много нового. И, например, концепцию классов мы сейчас понимаем значительно подробней, чем изложено у самих Маркса и Энгельса. Вот поэтому сейчас мы можем в школе в том же курсе истории или в курсе обществознания сказать несравненно больше, чем говорилось в советские времена.

- То есть стоит обогатить таким подходом и учебники обществознания?

- В общем, да. На самом деле в науке есть общая закономерность — увеличение объема знаний сопровождается их переводом в более компактные и, соответственно, более понятные формы. Чем лучше мы понимаем закономерности в той или иной науке, тем легче нам эти закономерности описывать не как набор фактов, а как следствие каких-то общих принципов. Поэтому чем больше мы знаем в той или иной науке, тем легче, как ни странно, ее изучать.

И поэтому весь набор общественных наук, включая экономику, историю, политологию, мы сейчас можем понимать и можем формулировать гораздо понятнее, чем было в советское время. Но поскольку общественные науки напрямую затрагивают наши интересы, то очень многие опасаются, что глубокое их изучение ударит по интересам каких-то конкретных групп людей. Так вот, не надо этого бояться — понимание этих интересов облегчит их удовлетворение.

- А времени до начала нового учебного года достаточно, чтобы провести всю эту работу с учебниками?

- Эта работа не закончится никогда, поскольку изучение общественных процессов будет продолжаться. Но чтобы сформулировать раздел о специальной военной операции, думаю, этого времени будет более чем достаточно.