Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Александр Ржаненков: Социальная помощь в России должна стать более адресн­ой

Петербургские депута­ты готовят инициативы о пересмотре льгот

25.02.2022 00:00

Автор: Александра Медведева

Александр Ржаненков: Социальная помощь в России должна стать более адресн­ой
Александр Ржаненков © Роман Пименов/ТАСС

Депутаты в Петербурге продумывают новые принципы социальной политики для будущих льготников. Ее суть — чтобы выплаты, пособия и преференции получали люди, которые действительно нуждаются в поддержке государства. Яркий пример — дифференцированная помощь детям от 3 до 7 лет в зависимости от дохода семьи. Какие ещё нормы социального федерального законодательства стоило бы поменять, «Парламентской газете» рассказал председатель комиссии Заксобрания Петербурга по социальной политике и здравоохранению Александр Ржаненков. Он стал депутатом городского парламента в 2021 году, проработав до этого 27 лет в комитете по социальной политике городского правительства, возглавляя его 15 последних лет.

- Александр Николаев­ич, в Петербурге 3,5 миллиона человек получают различные социальные выплаты и пособия. Среди них есть как остро нуждающиеся, так и вполне состоятельные люди. Как сложилась система такой соцподдержки?

- После развала Советского Союза на разные вызовы власти реагировали по-разному. Сначала были только пенсии, но в 90-е годы при министре социальной защиты населения Элле Памфиловой начали создавать систему адресной помощи. За прошедшие годы выстроилась система федеральных и региональных льготников. В нашем городе 194 категории граждан, которые получают ту или иную поддержку — начиная от детей при рождении и заканчивая пожилыми. Но многие меры зачастую принимались на федеральном и местном уровне без особого анализа, без финансового подкрепления, без правового обеспечения.

- При таком объёме мер, наверное, есть льготы, которые проде­кларированы, но не предоставляются?

- К сожалению, ещё остаются такие. Например, обеспечение техническими средствами реабилитации, путёвками в санатории. Эта федеральная норма не исполняется в полном объёме в силу разных причин. У нас постоянные жалобы на эту тему. Недавно ко мне пришла на приём женщина. По закону она нуждается в ежегодном обеспечении специальной обувью. Соцстрах провёл конкурс, в котором выиграла компания, находящаяся в Татарстане, хотя у нас есть своя фабрика. Ей прислали письмо из фонда социального страхования с приглашением в Татарстан получить пару обуви. Много таких же вопросов связано с инвалидными колясками, с теми же памперсами.

- Есть льготы, которые, наоборот, не нужны людям?

- Есть ряд льгот, в которых далеко не все люди нуждаются. Например, в состоятельной семье бизнесменов родился ребёнок. Родители ежемесячно получают на него определенную незначительную сумму. Семья не нуждается в этих деньгах, но чтобы их получить родитель приезжает на крутой машине, устраивает скандал.

В Петербурге маткапитал разрешили тратить на ремонт дачи

- Примером адресной помощи стали пособия на детей от 3 до 7 лет.

- Да, выстраивается, с моей точки зрения, правильная система жёсткой адресности, нуждаемости и учёта дохода конкретного человека. С прошлого года впервые внедрена норма получения пособий в 50, 70 или 100 процентов прожиточного минимума в зависимости от дохода семьи. К ней долго готовились, она справедливая. Это около 13 тысяч рублей на ребёнка. В Петербурге за этими выплатами обратились 300 тысяч семей. Но многие обеспечены и поддержку получила примерно половина из них, потому что внедрена система учёта дохода семьи — в органы социальной защиты поступают сведения от налоговой инспекции об имуществе и даже о счетах в банках. Решение о выплате принимается с учётом этих обстоятельств.

- Чтобы помощь стала более адресной, предстоит инициировать изменения в федеральное и местное законодательство?

- Недавно на комиссии по социальной политике эту тему поднимали. Мы будем формировать рабочую группу, чтобы грамотно подойти к этому процессу.

- Это будет первый пересмотр за 20 лет?

- Да. Нетрадиционный формат социальной политики.

- С чего возникла эта тема?

- В прошлом году комитет по социальной политике, комитет финансов и институт при Министерстве финансов на опыте нашего региона проанализировали меры социальной поддержки. И они определенные выводы, конечно, сделали: много льгот предоставляется без учёта дохода граждан. А это возможности, которые можно использовать для более острых нужд. Мы должны будем принимать непопулярные меры. Но тема эта очень тонкая. Мы не должны допустить социального взрыва, нужно продумать механизмы. Я считаю, что ни в коем случае пересмотр не должен касаться тех, кто уже получает льготы. Новые правила должны устанавливаться только для новых льготников.

- Но ведь такие решения принимают не потому, что жалко денег, а потому, что есть те, кто больше в них нуждается?

- Абсолютно верно. Ведь если мы размазываем возможности своего бюджета понемногу всем, нет нужного эффекта. К сожалению, система межведомственного взаимодействия ещё чётко не отработана: поступают федеральные данные и много индивидуальных вопросов. Нельзя допустить и разглашения персональной информации.

- На рассмотрении депутатов Заксобрания инициатива по изменению Семейного кодекса с предложением обязать всех без исключения, в том числе близких родственников, проходить обучение и подготовку перед опекой и попечительством.

- Очень нужная мера. И, кстати, в Петербурге мы первые применили такое правило: если семья или человек желают взять на усыновление или под опеку ребёнка, то они должны быть подготовлены и пройти некое обучение. Близкие родственники тоже должны быть готовы. Другой вопрос, что они имеют право в приоритетном порядке взять ребёнка под опеку. Ведь когда случилась какая-то трагедия в семье и ребёнок остался один, эти данные поступают в единую информационную систему. Любой гражданин России может увидеть эту информацию и взять его к себе. Близкие родственники в данном случае должны быть в приоритете. Но они всё равно должны проходить обучение.

- Что-то ещё в Семейном кодексе надо поменять? Есть нормы, которые мешают работать?

- У нас в каждом регионе свой закон, определяющий понятие многодетной семьи. В Петербурге сегодня — это три ребёнка. А в других регионах есть свои нормативы. Это надо унифицировать. Нужно усовершенствовать ряд вопросов, связанных с положением и правами одинокого отца. В своём законе — петербургском Семейном кодексе, мы указали, что одинокий отец имеет право на местный семейный капитал, на определенные меры поддержки, которые распространяются на мать. Это было упущено.

- Есть темы в проработке, которые планируете инициировать?

- Суррогатное материнство никак не регламентировано. Мы обсуждали и будем выносить свои инициативы. Приезжают сюда иностранцы, делают такой «заказ», девушки рожают ребёнка, у которого нет ни гражданства, ни отчества, ничего. Всё записывается со слов. Криминал развился, торговля этим делом. Сегодня в наших детских домах находятся немало детишек, оказавшихся там по этим причинам.

- То есть и родившая отказалась, и забирать не стали?

- Есть иностранец, который желает его взять. Но мы не можем оформить этого ребёнка надлежащим образом. Вопросов очень много.

- Другая проблема — пенсии. Ветеранов все меньше, больше появляется людей, у которых пенсия 12-18 тысяч рублей. Они пытаются работать до последнего, потому что на эти деньги не прожить.

- Решение этой проблемы кроется только в системном, постоянном развитии нашей экономики. В советское время я приехал учиться в Петербург. Мама тогда получала пенсию где-то в 120 рублей. Зарплата в бюджетной сфере была примерно такая же. Её пенсия позволяла ей даже мне помогать. Сегодня минимальная пенсия — 12-14 тысяч рублей. Мы знаем, сколько нужно платить за коммунальные услуги, лекарства, питание и одежду. На эти деньги очень сложно даже выживать. Но мы ничего не сможем сделать, если не будет решаться вопрос демографии. Уже сегодня в городе 1,6 миллиона пенсионеров, а работающего населения, которое приносит доходы — миллион человек. И это соотношение меняется не в лучшую сторону. Один работающий кормит три-пять человек.

- 12 тысяч рублей — это же не прожиточный минимум. Он мог бы быть таким, если бы эта сумма шла только на питание с освобождением от всех иных обязательных платежей.

- Это не прожиточный минимум в полном понимании — это расчётная величина разных выплат. Многие путают понятия. На такую сумму никто не проживёт. Поэтому, конечно, мы подходим к тому, что должны изменить этот расчёт. И у нас, и на федеральном уровне. Есть ещё вопросы, связанные со средней зарплатой, которые надо урегулировать.

В городе 700 с лишним тысяч ветеранов труда, которые получают из городского бюджета ежемесячные доплаты. Больше миллиона горожан оплачивают половину от стоимости коммунальных услуг. Многие имеют льготный проезд в транспорте, ряд категорий получает льготные медикаменты. Иногда посмотришь, человек помимо пенсии в совокупности получает льготы, которые в денежном выражении выходят в серьёзные суммы. Но простых пенсионеров становится все больше, ветераны уходят.

Когда начнут выплачивать повышенные военные пенсии

- 3 апреля будет пять лет как произошла трагедия в петербургском метро. Оксана Дмитриева инициировала закон об оказании помощи пострадавшим в катастрофах. Нужно ли принимать такие законы «про трагедии­»? Не будет ли это способствовать криминализации, не будет ли на руку желающим взорвать торговый центр или пожар устроить?

- Недавно пострадала девушка на Бали. Она нуждалась в оперативной помощи, а механизмов нет. Благодаря только воле губернатора и административному ресурсу выделили средства резервного фонда. Её доставили сюда и оказали помощь. Люди страдают в чрезвычайных ситуациях, при пожарах, получают травмы от падения наледи. Редко, но случаются катастрофы. Поддержка должна системно работать. А пока приходится выпускать отдельные распоряжения. Мы каждый раз сталкиваемся с серьёзными конфликтами из-за этого. Но человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, должен получить мгновенную поддержку. Родители погибли — мгновенно надо помогать детям. Остался один пожилой немощный человек, родные погибли — надо что-то срочно делать. С моей точки зрения, такой закон на федеральном и региональном уровне должен быть.