Александр Чубарьян: Важно представлять разные точки зрения на одни и те же события
Академик РАН рассказал, зачем нужно «историческое просвещение» и чем оно отличается от «исторического образования»
Историю России будут изучать начиная с детского сада, компьютерные игры возьмут на контроль, а фонды библиотек и экскурсионные программы музеев обновят. Это следует из Основ государственной политики в области исторического просвещения, которые в мае утвердил президент. Что такое исторически просвещенное общество и как скоро мы к нему придем, «Парламентской газете» рассказал историк, действительный член Российской академии наук Александр Чубарьян.
- Александр Оганович, что следует понимать под термином «историческое просвещение»? Кого оно коснется — школьников, студентов, всех граждан?
- Сегодня мы наблюдаем беспрецедентный интерес к истории в самых различных кругах нашего общества. Традиционно это интеллигенция, а также студенчество, чиновничество, военные, представители бизнеса.
Люди ищут в истории ответы на интересующие их вопросы, с которыми они сегодня сталкиваются в жизни. Потому что, на самом деле, многие из этих ответов история уже давала, и не раз.
А раз есть запрос, его необходимо удовлетворить, на что и направлены Основы госполитики, утвержденные президентом. При этом надо разделять понятия «историческое образование» и «историческое просвещение».
Первое — это изучение истории определенными категориями граждан. Второе — массовое просвещение населения по важнейшим историческим вопросам. То есть историческое просвещение коснется самых разных категорий людей.
- Массовое просвещение, как следует из документа, планируют начинать уже с детского сада. Это не рано?
- Я сторонник раннего знакомства детей с историей, в том числе начиная с детского сада. Конечно, для этого нужно найти приемлемые формы, впрочем, как и для каждого другого сегмента общества, на которое направлено историческое просвещение.
Что касается дошколят, важно одновременно с этим заниматься и историческим просвещением родителей, потому что именно к ним малыши чаще всего обращаются с вопросами: что было раньше, почему так произошло, что будет?
- А если говорить о школе, зачем там историческое просвещение, если там уже есть уроки истории?
- Просвещение — это не систематически курс от истории древнего мира до сегодняшнего дня, как я уже говорил. Это не сухие факты, которые часто наполняют наши учебники, а увлекательные рассказы про быт, нравы, характеры, моды и так далее.
Такие просветительские вещи несут очень важный воспитательный смысл, прививают высокие нравственные качества, патриотизм, гражданственность.
- О каких исторических фактах, например, следовало бы напомнить школьникам в рамках просвещения, а не уроков?
- На мой взгляд, необходимо усилить значение некоторых исторических событий в прошлом для сегодняшнего дня. Например, не просто рассказывать о войне 1812 года, а объяснять, как те процессы до сих пор влияют на нашу жизнь, чтобы у школьников было понимание преемственности отдельных процессов.
- А в чем состоит это влияние, на ваш взгляд?
- Война 1812 года — ярчайший пример консолидации общества в целях безопасности страны. Не случайно она называется отечественная, как и война 1941-1945 годов. Сегодня это очень актуальная тема, поэтому важно знать истоки и примеры такого явления.
- Если говорить о рабочих, служащих, военных, других гражданах, в каких формах для них может проводиться историческое просвещение?
- Это, например, могут быть публичные лекции, которые были широко распространены в Советском Союзе. Я вспоминаю, как раньше в Политехническом музее читали лекции по истории, на которые собиралось огромное количество желающих.
Большая роль в этом должна отводится и телевидению, другим СМИ. Уже сейчас практически на всех федеральных каналах есть исторические проекты, порой очень неплохие.
- К историческому просвещению, как следует из Основ госполитики, также хотят привлечь музеи…
- Безусловно, музеи — один из важнейших элементов исторического просвещения, как и библиотеки. Я вообще считаю, что посещение школьниками музеев должно входить в обязательную программу, а не программу дополнительного образования.
- … при этом указывается на необходимость «совершенствования экспертизы экскурсионных программ». То есть речь идет об их цензуре?
- Не люблю это слово, так как оно имеет плохое прошлое, когда в нашей стране не было никакого выражения свободной мысли. Сейчас мы живем совершенно в другие времена, где такое просто невозможно.
При этом, если государство участвует в финансирование каких-то книг, фильмов, спектаклей, музейных программ, логично, что оно имеет право предъявлять к ним и свои требования.
- А как будут контролировать содержание компьютерных игр, на что также указывается в Основах госполитики?
- На мой взгляд, это достаточно сложно осуществить. Тем не менее здесь неплохо бы навести порядок.
Речь не идет о тотальном контроле за производителями или продавцами игр, но важно отсекать такие продукты, которые плохо действуют на ребенка, и с точки зрения содержания, и с точки зрения формы, чтобы игры воспитывали добрые чувства: уважение к другому человеку, нравственность и так далее.
- В нашем разговоре вы не раз упомянули СССР, получается, что историческое просвещение — это не что-то новое, а хорошо забытое старое?
- Действительно, в СССР вопросам просвещения уделялось большое внимание. Это и курсы, и лекционные программы, и популярные передачи.
При этом нельзя говорить, что просветительство зародилось во времена Советского Союза. Оно было развито в России еще в XIX веке и в XX, конечно.
Сейчас объективно у нас есть гораздо больше возможностей для просвещения, это и телевидение, и интернет, и другие современные технологии, о которых я уже упоминал. Поэтому речи о копировании исключительно советского опыта, конечно, не идет.
- Указано, что главная цель исторического просвещения — распространение в обществе «достоверных и научно обоснованных исторических знаний». Насколько такие знания недостоверны сегодня?
- К сожалению, сейчас распространяется очень много исторических мифов. Это происходит не только от незнания, но иногда делается и злонамеренно, причем такая работа поставлена на системную основу.
Типичный пример — искажение роли Советского Союза во Второй мировой войне, что победа — это вовсе не наша заслуга, что мы не были освободителями, а очередными оккупантами в освобожденных странах и так далее. Все это неправда.
При этом подчеркну, по моему мнению, важно представлять разные точки зрения на одни и те же события, но только в том случае, если такие теории подкреплены конкретными фактами, а не являются просто выдумкой.
- Как вы представляете себе исторически просвещенное общество и как скоро мы к нему придем? То есть какой срок реализации этой программы?
- Конечно, основной объем знаний мы получаем в школе, в вузе, но многие люди совершенствуют свои знания до самой старости. На мой взгляд, учиться надо всю жизнь, и я знаю много людей, которые следуют этому правилу. Это и есть основа просвещенного общества, к которому мы стремимся.
Читайте также:
• Пересмотреть систему психологического сопровождения детей предложили в Госдуме