Все о пенсиях в России

вчераУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

вчераРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

два дня назадНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Александр Чубарьян: Более четырех тысяч учебников по истории необходимо проверить на национальную идентичность

Знание этого предмета необходимо, чтобы молодежь лучше осознавала не только прошлое, но и сегодняшнее место России в современном мире

19.03.2022 00:00

Автор: Людмила Глазкова

Александр Чубарьян: Более четырех тысяч учебников  по истории необходимо проверить на национальную идентичность
  © Владимир Трефилов/РИА Новости

В Минобрнауки намерены перезагрузить подачу истории в высшей школе. С этой целью при ведомстве создан экспертный совет по развитию исторического образования. Участники совета — ректоры вузов, ученые, члены Российского исторического общества — займутся экспертизой и коррекцией преподавания предмета, для чего изучат нынешние четыре с лишним тысячи учебников и учебных пособий для студентов. Зачем это нужно, нашему изданию рассказал научный руководитель Института всеобщей истории РАН, академик РАН Александр Чубарьян.

- Александр Оганович, в каких целях был создан экспертный совет?

-  На моей памяти впервые Министерство образования и науки создало специальный экспертный совет по конкретной дисциплине, в частности по истории. Сейчас ей уделяется большое внимание. На первом своем заседании совет высказался за обязательное преподавание истории во всех вузах страны, будь то медицинский, аграрный или спортивный институт.

Растет понимание общественного значения исторического образования для студенчества и молодежи. Это важно как с точки зрения общей культуры и общего образования, так и для формирования гражданственности и патриотических традиций нашего государства. Кроме того, знание истории требуется и для того, чтобы молодежь лучше осознавала не только прошлое, но и сегодняшнее место России в современном мире. Если даже угодно, меру своей гражданской ответственности за то, что происходит в стране.

До этого времени наше основное внимание, рассказывает академик, было сосредоточено на преподавании истории в средней школе. Мы подготовили единый культурно-исторический стандарт, который повернул в правильном направлении все школы и учителей. Сейчас происходит важнейший сдвиг на следующей образовательной ступени — в высшей школе. Мне кажется, это очень важно.

Читайте также:

• В вузах будут учить на микробиологов, социотехнологов и корабельщиков • Зачем нужны советники по воспитанию • Иностранные образовательные программы изучат под микроскопом

- Как быстро можно разработать такой стандарт для вузов?

- Его создание, особенно применительно к вузам, достаточно сложный и непростой процесс. В отличие от школ этот навигатор, как я его называю, должен учитывать наличие автономии университетов. Очень многие высшие заведения не пользуются общими учебниками, а создают свои учебные пособия, курсы лекций ведущих преподавателей и так далее. Поэтому речь идет о создании некоего подобия рекомендательного стандарта, который включит в себя перечень самых значимых событий отечественной истории. Думаю, до конца года удастся его подготовить. Считаю, что две рабочие группы экспертного совета (по истории России и по мировой истории) также могут заняться этим вопросом.

- В чем будет отличие от школьного стандарта?

- В школьных учебниках уже нашло отражение «трудных вопросов». Те же принципиальные подходы можно перенести и в учебники для вузов. Это первое. Второе: в научном и образовательном историческом сообществе есть общая точка зрения на исторические процессы. Речь об оценке событий XIX века — народовольцах, декабристах и тому подобное. В вузовском стандарте можно усилить элемент наличия разных взглядов на какие-то проблемы. Это важно для развития самостоятельного мышления студентов. Показать, по каким темам идут дискуссии.

- Хватит ли у нас историков, чтобы провести коррекцию четырех тысяч учебников?

- Это не проблема. Думаю, данная цифра включает не только учебники, но и огромное количество учебных пособий. Разумеется, придется подготовить и новые. Авторов хватит. Желающих этим заняться достаточно, даже слишком много. Ведь и все эти четыре тысячи — авторские произведения.

Поскольку историю станут преподавать во всех вузах, тут есть нюансы. Учебники очень важны для вузов, где история как основная дисциплина изучается очень подробно и где все, в общем-то, нормально. А вот для непрофильных вузов я предложил сделать новый тип программы и учебник на его основе, чтобы выбрать самые значимые события российской и мировой истории.

Проект входит в общую стратегию внимания к нашей национальной идентичности и роли традиций для формирования молодого поколения. Еще один момент — усиление в связи с нынешними событиями интереса к мировой истории, пониманию в них роли России. Все это должно быть отражено в учебниках, особенно для непрофильных вузов.

Некоторые эксперты опасаются, что мы получим унифицированную историю. Такой опасности нет в принципе. У нас не одно, а множество учебных пособий. Задача — дать рекомендации по ключевым событиям и дискуссионным вопросам, чтобы прививать студентам собственное понимание истории. Не стоит бояться, что критерием истины в них будет официальная позиция. Нет, в учебниках найдут отражение консолидированная позиция ученого и научного сообщества и позиции отдельных авторов, выражающих свое восприятие истории. Это, на мой взгляд, надо сохранить.