Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Александр Чубарьян: Айтишники тоже будут знать о Полтавской битве

Минобрнауки утвердило концепцию преподавания истории на неисторических факультетах

03.02.2023 17:17

Автор: Юлия Сапрыгина

Александр Чубарьян: Айтишники тоже будут знать о Полтавской битве
Александр Чубарьян © Владимир Астапкович/РИА Новости

Изучение отечественной истории станет обязательным для всех студентов с 1 сентября 2023 года. На это в программах бакалавриата и специалитета выделят 144 академических часа. За это время будущим врачам, филологам и айтишникам расскажут об истории России с момента появления на территории нашей страны первых людей до 2022 года. Зачем не историкам знать о проблемах феодализма, Московском государстве и Нюрнбергском процессе и как это повлияет на качество подготовки специалистов, «Парламентской газете» рассказал советский и российский историк, действительный член РАН Александр Чубарьян.

- Александр Оганович, Минобрнауки утвердило концепцию преподавания истории на неисторических факультетах. Что это изменит в жизни будущих лириков и физиков?

- В июле прошлого года Минобрнауки издало приказ, что история является обязательным предметом для всех вузов страны, включая те, где готовят инженеров, врачей и так далее. То есть речь идет о преподавании истории на неисторических факультетах.

Согласно приказу, на это выделят 144 академических часа, причем большую часть времени требуется отвести на контактную работу — до 80 процентов на очных отделениях и до 40 — на заочных.

Концепция преподавания истории на неисторических факультетах, которую Минобрнауки утвердило 2 февраля, содержит конкретный перечень того, что следует изучить на таких занятиях. Отмечу, что до сих пор концепции преподавания истории в вузах не было в принципе. У нас есть так называемый культурно-исторический стандарт преподавания истории в школе. Для вузов же такой документ принят впервые.

Читайте также:

• Научные институты будут готовить студентов • Студентам из стройотрядов хотят сохранить соцдоплаты

- Если концепции не было, значит, не было и преподавателей, и учебников. Где вузам взять кадры и литературу?

- Концепция дает некий перечень вопросов, которые должны быть затронуты на занятиях по истории. Как именно организовать эту работу, должен решать каждый конкретный университет.

При этом у вузов, где готовят инженеров или врачей, действительно могут возникнуть проблемы с кадрами, так как сейчас преподавателей истории в их штатах просто нет. Поэтому Министерство науки и образования пообещало организовать курсы подготовки таких специалистов.

Что касается учебной литературы, преподаватели могут использовать учебники, курсы лекций и так далее. При этом, по моему мнению, необходимо решить вопрос о дополнительной литературе по истории для неисторических факультетов вузов.

- Концепция содержит шесть разделов: Русь IX — первой трети XIII века, русские земли с середины XIII до конца XV века, Российское (Московское) государство XVI-XVII веков, Российская империя, советская эпоха и современная Российская Федерация. На ваш взгляд, этого достаточно чтобы студенты получили полное представление об истории Отечества и о месте России в  мире?

- Концепция — это примерный набор тем, как я это называю, навигатор. Особенность концепции в том, что все важнейшие события из жизни нашей страны вписаны в контекст мировой истории. То есть студент должен понимать, что происходило в России и что в это же время происходило в мире, сопоставлять, оценивать эти события. Кроме того, в концепции значительное место отведено истории культуры, искусства и так далее. 

- Еще на этапе обсуждения обязательного изучения истории на неисторических направлениях часто можно было услышать: зачем, например, айтишнику знать о проблемах феодализма, Московском государстве или Нюрнбергском процессе? Как это может помочь ему в его дальнейшей трудовой деятельности?

- История — главная дисциплина для формирования национальной идентичности, понимания своего культурного наследия. Этими знаниями должен обладать не только историк, но и тот же айтишник. Вузы должны выпускать образованных людей, которые знают, что такое Полтавская битва или Отечественная война 1812 года.  

Кстати, впервые вопрос о преподавании истории на неисторических факультетах эксперты ставили еще 50 лет назад. Я лично лоббировал этот вопрос. Тогда было принято решение об обязательном курсе истории и философии. Однако со временем это превратилось в формальность.

- Что будет считаться результатом освоения программы ? Студенты будут сдавать экзамен по истории?

- Этот вопрос еще предстоит решить. Полагаю, что это может быть и зачет, и экзамен. Окончательное решение примут эксперты.