Агрегаторы такси хотят превратить из посредников в ответственных исполнителей
Совет по кодификации при президенте дал отрицательное заключение на законопроект, регулирующий работу таксомоторных перевозок
Служба заказа такси должна нести ответственность за жизнь и здоровье пассажира вместе с водителем и таксопарком, а значит, модель договора заказа авто нужно проработать более глубоко. На это 29 ноября указал Совет при Президенте России по кодификации и совершенствованию законодательства, сообщил журналистам глава совета Павел Крашенинников.
В чью пользу баланс интересов?
Нового закона о такси отрасль ждёт больше десяти лет. За эти годы многое изменилось: уже не всегда нужно звонить по телефону, чтобы вызвать авто — это можно сделать онлайн через мобильные приложения агрегаторов. В связи с этим с юридической точки зрения образовалось несколько групп интересантов — агрегаторы, таксопарки, водители, пассажиры. Разработчики законопроекта, представленного Минтрансом, пытаются учесть интересы всех сторон, отметили в Совете по кодификации, который возглавляет председатель Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников. Но при анализе документа эксперты пришли к выводу, что соблюсти баланс интересов всех игроков рынка не удалось.
По их мнению, законопроект предложил несколько спорных договорных моделей. Так, согласно договору «по обеспечению осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси», автомобиль предоставляется в аренду водителю для оказания услуг по перевозке граждан, но при этом водителю предоставляется возможность проходить медицинский осмотр у своего арендодателя. Тот, в свою очередь, должен полностью заниматься содержанием и техническим обслуживанием автомобиля. По заключению совета, такая договорная модель трудно отличима от трудового найма водителя.
С этим доводом согласились представители отрасли. В общественном Совете по развитию такси сочли недопустимой подмену трудовых отношений на отношения между арендатором и арендодателем. Там призвали учитывать реальное положение дел. «Если сегодня трудовых отношений в такси нет, значит, необходимо наладить их регулирование таким образом, чтобы каждый нёс ответственность в пределах своих задач», — сказала «Парламентской газете» председатель организации Ирина Зарипова.
Кто за что в ответе
Несогласие у Совета по кодификации вызвала и другая договорная модель, предложенная разработчиками законопроекта, — по работе служб заказа такси. Согласно законопроекту, предлагается возложить на сервисы-агрегаторы солидарную ответственность за вред, причинённый жизни и здоровью пассажира или его имуществу. Солидарную ответственность служба заказа такси будет нести вместе с водителем, а в ряде случаев - вместе с таксопарком.
Однако заложенный законопроектом подход, в соответствии с которым служба заказа такси — лишь исполнитель по договору об оказании посреднических или информационных услуг, не совпадает с ответственностью, которую разработчики хотят возложить на сервисы-агрегаторы. По мнению экспертов Совета по кодификации, онлайн-сервисы по заказу такси, которыми пользуются граждане, не просто оказывают услуги посредника между пассажиром и такси. Они также взимают провозную плату, обеспечивают водителей транспортом, организуют пассажиропотоки и прочее. В этом случае модель договора заказа такси должна быть более глубоко проработана.
Читайте также:
• Что может измениться в системе ОСАГО • Нилов рассказал о поправках к проекту о запрете водителям с судимостью работать в такси
Медосмотр доверят компьютеру?
Законопроект об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси Минтранс опубликовал в конце сентября. По нему в регионах хотят вести реестры перевозчиков и самих автомобилей такси, отрегулировать вопрос выдачи и аннулирования разрешения на перевозки, в том числе для самозанятых. Службы заказа будут обязаны обеспечивать самозанятым таксистам возможность прохождения предрейсового и послерейсового медосмотра, техосмотра автомобиля. В Совете по развитию такси сообщили, что это даст возможность вывести из тени несколько миллионов человек, подрабатывающих перевозками.
Главной же новеллой законопроекта эксперты считают установление ответственности агрегатора за жизнь и здоровье пассажира такси во время поездки.
«Если её удастся ввести, это будет большой победой», — сказал ранее «Парламентской газете» зампредседателя комиссии по безопасности Общественной палаты РФ Александр Холодов.
По мнению сенатора Ирины Рукавишниковой, ведение регионального реестра перевозчиков и автомобилей такси существенно повысит прозрачность рынка и безопасность поездок. «Цифровой вид реестра сделает его доступным с любого электронного устройства», — отметила она.
Участники рынка такси высказались о необходимости упрощения процедуры легализации, поскольку законопроект предусматривает расширение списка документов для получения разрешения на деятельность. Они также отметили, что стандарты предрейсовых медосмотров устарели и занимают много времени, хорошей альтернативой могли бы стать телемедицинские технологии — удалённые осмотры с помощью автоматизированных аппаратов.