Афанасьева: к закону о просветительской деятельности нужны рекомендации по применению
Накануне рассмотрения инициативы в Совете Федерации сенатор развенчала популярные фейки об этом документе
Елена Афанасьева. Фото: Юрий Инякин / ПГ
Вопреки расхожим утверждениям, закон направлен на поддержку просвещения и не станет угрозой для международных проектов. Чтобы не было перекосов в его правоприменении, для регионов предлагают разработать методические рекомендации. О важнейших положениях закона «Парламентской газете» рассказала член Комитета Совета Федерации по международным делам и одна из авторов инициативы Елена Афанасьева.
- Сегодня на заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова предложила разработать методические рекомендации для регионов по правоприменению закона, чтобы «не доводить здравую идею до абсурда». Вы поддерживаете эту инициативу?
- Как педагог я согласна, что методичка точно не помешает. Напомню, что в Комиссии Совета Федерации по защите суверенитета мы сформировали рабочую группу, которая будет вести мониторинг правоприменения закона и анализ издаваемых ведомствами подзаконных актов. Даже после принятия закона мы не намерены прекращать работу над ним. При обсуждении документа мы учли предложения и замечания экспертного сообщества и по-прежнему открыты для конструктивных предложений.
- Многих больше всего интересует, что будет с международными гуманитарными и научными проектами, которые осуществляют школы и вузы. Не придётся ли их свернуть?
- Хочу обратить внимание читателей «Парламентской газеты» — наша инициатива никому не запрещает заниматься просветительской деятельностью. Вести её могут государственные структуры, органы местного самоуправления, физические и юридические лица и индивидуальные предприниматели. Но при этом они должны понимать, что нельзя использовать просветительскую деятельность для разжигания любого вида розни — социальной, расовой, национальной или религоиозной. Что и прописано в Конституции России. Никаких других запретов наш закон не содержит. Он как раз предоставляет больше возможностей для широкой государственной поддержки просветительской деятельности.
Читайте также:
• В Минпросвещения поддержали проект о просветительской деятельности • Климов объяснил критику проекта о просветительской деятельности
Мы устраняем правовую неопределённость. Мы даём определение термина «просветительская деятельность». Мы наделяем Правительство РФ правом регулировать вопросы в этой сфере.
Важно понимать, данный закон раскрывает возможности для широкой государственной поддержки просветительской деятельности. Он наделяет Правительство такими полномочиями.
Что касается полномочий по заключению договора на ведение международной деятельности, то здесь останется в силе принцип свободы действий руководителей образовательных учреждений.
Авторы предусмотрели, что это заключение не обязательно должно быть положительным. Оно может быть рекомендательным или просто носить информационный характер. Ректор сам решает, как использовать эту информацию и заключать ли договор. Тем самым мы предоставили вузу возможность остаться независимым, но при этом быть информированным и подготовленным к заключению договора.
Ещё раз: в законе не говорится, что вам этого делать нельзя. Мы лишь информируем о возможных последствиях, а каждый руководитель делает выбор сам, исходя их интересов своего вуза.
Обращаю внимание, что влияние просветительской деятельности нельзя недооценивать. Просветительство — это целенаправленный процесс на участников таких проектов. Хорошо, если это позитивные проекты. А если под видом просветительской деятельности действуют деструктивные силы?
И примеров таких много. И это не только политика. Хотя «политические просветители» не скрывают цели — сменить конституционный строй России любыми способами.
Другой пример — на Западе сейчас активно ведут сексуальное воспитание детей младшего возраста. А нам это надо? Почему мы должны лишать наших детей детства, почему мы должны наблюдать за тем, как их пытаются развращать с малолетства? Это противоречит человеческим чувствам, нашим национальным традициям и основам отечественной педагогики.
Ещё пример: каждый год мы возвращаем в страну десятки россиян — женщин и детей, которые попали в сторонники ИГИЛ (организация запрещена на территории РФ. — Прим. ред.). Большинство из них стали адептами экстремистской организации как раз после тесного общения с «просветителями».
Когда мы говорим о просвещении, мы должны дать чёткое определение этой деятельности. И мы это сделали в нашем законе.
- Как бы вы разъясняли критикам закона его главную цель?
- Мы исходим из того, что истинная просветительская деятельность должна поддерживаться государством, но у него должны быть для этого основания.
Также государство и граждане имеют право знать, чему такому светлому хотят нас учить просветители за иностранные деньги или иностранные просветители, что готовы тратить миллионы долларов.
Я ещё раз призываю всех оппонентов не воспринимать государство как некую карающую структуру, это в корне неправильный подход. Государство для того и существует, чтобы защищать своих граждан, в том числе и от негативных и деструктивных сил и попыток вложить в наши головы чуждые ценности. Одна из главных задач государства, напомню, оберегать и защищать подрастающее поколение.