Все о пенсиях в России

вчераМинимальный коэффициент для выхода на пенсию в 2025 году составит 30 единиц

12.11.2024Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии в 2025 году составит 22,5 года

11.11.2024Воспитателям частных детсадов нужно предоставить право на досрочную пенсию

Мошенники на мобильном могут получить дополнительный срок

Персональные данные каждого второго россиянина хоть раз становились добычей преступников

17.04.2017 20:15

Автор: Светлана Заверняева

Мошенники на мобильном могут получить дополнительный срок
Фото: imcreator.com

Из-за доверчивости и невнимательности люди нередко становятся жертвами мошенничества, попадая в ловушки почтовых и СМС-рассылок. По мнению участников «круглого стола», организованного 17 апреля Комитетом по труду, социальной политике и делам ветеранов, защитить граждан от мошенников помогут поправки в Уголовный кодекс.

Прогресс не во благо

В 2016 году, по данным Роскомнадзора, было выявлено более 5 тысяч нарушений законодательства, касающихся персональных данных. Революция в области информационных технологий породила множество видов интеллектуальной преступности.

«Из новостей мы регулярно узнаём о резонансных преступлениях, связанных с вымогательством посредством сообщений о блокировке банковских карт или о родственниках, якобы попавших в беду. Масштабы и скорость преступлений в отношении интеллектуальной собственности слишком велики», — сказала член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Павлова. За последние три года, привела она данные, в отношении физических лиц совершено более 433 тысяч криминальных деяний с использованием различных информационных технологий — персональные данные каждого второго россиянина хотя бы раз подвергались опасности.

84 тысячи мошеннических деяний с использованием информационных и телекоммуникационных связей против граждан пожилого возраста совершено за последние три года. Из них:

32 тысяч хищений чужого имущества совершены в сфере кредитования
23 тысячи — при получении выплат и компенсаций
10,7 тысячи — в сфере компьютерной информации
5,7 тысячи — с использованием платёжных карт
Чаще всего мошенничество совершается  с помощью мобильника.  Ещё не так давно преступники звонили, чтобы сообщить абоненту, что его родственник попал в аварию, и озвучить сумму, которая спасёт того от наказания. Или уведомляли, что банковский счёт клиента заблокирован,  для  разблокировки требуются личные данные держателя карты. Но сегодня такие примитивные методы  используют разве что новички. Более опытные последователи Остапа Бендера владеют куда более циничными способами «отъёма денег у населения».

Сейчас в мошеннических схемах часто используются персональные данные — от номеров телефонов и адресов до кредитных историй и сведений о состоянии здоровья. Данные «утекают» в сеть из разных источников и по разным причинам, в том числе из-за недостаточной защиты.

«К тому же современные мошенники — это готовые психологи», —  считает заместитель председателя президиума Союза пенсионеров России Людмила Пискунова. Если такой человек представляется врачом, у его собеседника не возникает сомнения, что он говорит со специалистом в области медицины.

По словам Пискуновой, в каждом региональном отделении Сбербанка сегодня работает общественная приёмная, на площадке которой пенсионерам рассказывают о наиболее распространённых видах мошенничества.

Звонок из-за решётки

К глобальным масштабам мошенничества, считают эксперты, приводят в первую очередь информационные технологии, которые используют аферисты. Например, использование одноразовых сим-карт, с помощью которых преступники звонят своим жертвам. Только Роскомнадзором в прошлом году  было изъято 34 тысячи таких симок.

Например, на Белорусском вокзале в столице задержали несколько газелей, битком набитых  такими картами. Установить их владельцев удаётся далеко не всегда. А если их всё-таки находят, то, согласно действующему законодательству, штраф за незаконно оформленную сим-карту с физического лица — 5 тысяч рублей. Сейчас на рассмотрении в Госдуме находятся несколько законодательных инициатив, которые ужесточат правила продажи сим-карт и введут ответственность крупных компаний за незаконное их использование.

По мнению члена Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Евгения Ревенко («Единая Россия»), полностью запретить оборот  неперсонализированных сим-карт не получится. В противном случае закон ущемит интересы крупных корпораций и госорганов, закупающих сим-карты для своих сотрудников централизовано, одним пакетом.

А председатель Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР) считает, что ужесточить следует и статьи Уголовного кодекса (за кражу, мошенничество, нарушение неприкосновенности частной жизни), если преступление совершено с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Эту инициативу поддерживают и в Генпрокуратуре, не исключено, что вскоре она будет рассмотрена в Госдуме.

Чтобы предотвратить мошенничество в отношении социально незащищённых лиц, ведомствам следует действовать согласованно, считают эксперты. Прозвучало и предложение депутата Сергея Боярского и возглавляемого им Клуба «Сторонников партии «Единая Россия» — совместно с представителями Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) проводить межведомственные проверки мест лишения свободы, если установлено, что звонок с мошенническими предложениями поступил оттуда. По данным Клуба сторонников партии «Единая Россия», отделения которого действуют во всех регионах, — почти половина раскрытых случаев мошенничества были совершены заключёнными, уже отбывающими наказание в учреждениях ФСИН.

БАД в руках негодяев

Угроза для доверчивых россиян не всегда исходит от новых технологий.  Особенно уязвимы к действиям мошенников, как подчёркивает член Комитета Госдумы по охране здоровья Юрий Кобзев, люди пожилые и часто болеющие. Именно им мошенники предлагают различные чудодейственные препараты (чаще всего БАДы, — Ред.), способные вылечить самые тяжёлые заболевания.

«БАД — не есть зло, но это инструмент в руках негодяев», — рассуждает депутат. Если минимальная стоимость такого препарата на рынке  25-30 рублей, то у лжеврачей цены начинаются от 2 тысяч рублей. Многие из них, по данным Кобзева, владеют навыками нейролинвистического программирования. Подпав под гипноз «целителей», жертвы готовы отдать им последние сбережения.

Даже торгуя разрешёнными Минздравом и, следовательно, безвредными для здоровья БАДами, мошенники всё равно нарушают закон. Ведь продавать такие препараты можно только в аптеках и специализированных магазинах, а не через распространителей, которые   дерут за него втридорога. По мнению экспертного сообщества, свою лепту в мошеннический бизнес вносит и агрессивная реклама с участием медийных лиц, которым люди старшего поколения верят безоговорочно.

«Нет лёгких решений, — уверен первый заместитель председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко. — Мы живём в открытом обществе, где реклама является двигателем торговли. Но это не значит, что мы не должны бороться с мерзавцами, обманывающими стариков».


Самые распространённые схемы обмана*

* по данным Комитета Госдумы по охране здоровья

Схема 1

  1. Агрессивная реклама БАДа в СМИ.
  2. Создание нескольких ООО или  кол-центра (в некоторых работает до 400 сотрудников).
  3. Звонок жертве с использованием элементов нейролингвистического программирования.  Использование ключевых слов: Институт проблем пожилых людей, Президент России, Федеральная программа.
  4. Передача «лекарства».
  5. Фиксирующий звонок от «профессора», в котором он интересуется, помог ли препарат. Если нет, предложение купить со скидкой новый, от которого точно будет эффект.
  6. Звонок «спасителя», во время которого клиента информируют, что он стал жертвой мошенников, и предлагают получить компенсацию ущерба, предварительно оплатив подоходный налог.
  7. Закрытие колл-центра.

Схема 2

  1. Получение информации о клиенте. В поликлинике, пока пациент (чаще всего пожилой) ждёт своей очереди, к нему подсаживается «добрая соседка» и выясняет, что конкретно у него болит, чем он лечится и номер телефона.
  2. Звонок  на  телефон от «главврача» с предложением прямо сейчас купить препарат со скидкой, который точно поможет.
  3. Приход домой «врача» и продажа препарата.
  4. Фиксирующий звонок от «профессора», в котором он интересуется, помог ли препарат. Если нет, предлагают купить со скидкой новый, от которого точно будет эффект.
  5. Звонок «спасителя», во время которого клиента информируют, что он стал жертвой мошенников, и предлагают получить компенсацию ущерба, предварительно оплатив подоходный налог.
Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 2816