Вячеслав Лысаков: кабмин вносит в ПДД точечные изменения, а нужна их серьёзная переработка
Автомобилистов научат ездить по кругу по-европейски
В чём суть новых предложений по изменению Правил дорожного движения? Почему их необходимо полностью переписать и придать им статус федерального закона? Об этом «Парламентской газете» рассказал первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков.
- Вячеслав Иванович, 10 апреля стало известно, что первый вице-премьер Игорь Шувалов, курирующий в Правительстве вопросы безопасности дорожного движения, по итогам заседания профильной комиссии кабмина дал поручения по очередному изменению ПДД. В чём их суть?
- Одно из изменений касается правила проезда перекрёстков с круговым движением. В частности, предлагается закрепить в ПДД преимущество машин, уже находящихся на круге. Сегодня Правила допускают разные сценарии поведения водителей в зависимости от установленных перед круговым перекрёстком знаков. Хотя в подавляющем большинстве случаев сейчас у нас и так автомобили, которые уже въехали на круг, имеют право преимущества. Так что это больше формальность, чем новация.
- Зато второе поручение Шувалова будет в новинку для отечественных водителей. Было решено внедрить у нас европейскую правовую практику нового дорожного знака и понятия «зона успокоенного движения».
- Да, предполагается, что в таких зонах пешеходам разрешат переходить дорогу в любом месте, а максимальная скорость движения автомобилистов будет ограничена 10-20 км/ч. Делается это по примеру крупных европейских городов, где есть оживлённый центр и при этом нет полностью пешеходных зон. Лично я не вижу смысла слепо заимствовать какие-то европейские принципы, забывая, что дорожная инфраструктура у нас с Европой серьёзно отличается.
Ну, появится в Москве или Твери новый знак, кто будет администрировать нарушение правил проезда по этой зоне? Вот сейчас в ПДД есть требование ограничения скорости при движении в жилой зоне до 20 км/ч. Тем не менее во дворах, несмотря на запреты и штрафы, машины зачастую носятся с огромной скоростью, могут сбить и бабушку, и ребёнка. Кто следит за лихачами? ГИБДД во дворах не работает. Спрашивается, зачем городить в Правилах новые пункты, которые заведомо не будут работать. Поэтому я не вижу серьёзных поводов обсуждать эти локальные изменения.
- Но водителям придётся учить новые правила, приспосабливаться к ним.
- Проблема в том, что Правила дорожного движения написаны достаточно давно. И с тех пор только латаются: есть правительственная комиссия, которая собирается раз в год и даёт точечные предложения. Но у неё нет даже своего аппарата, который мог бы проводить аналитическую работу и смотреть, как влияют изменения на безопасность на дорогах.
Я считаю, что ПДД необходимо серьёзно и комплексно перерабатывать. Не заниматься косметическим ремонтом здания, а реконструировать целиком. Даже у наших соседей на Украине и в Белоруссии Правила дорожного движения значительно объёмнее. Там прописаны не только обязанности, но права всех участников дорожного движения.
- А наши Правила чем хуже?
- Поймите, не должно быть в ПДД терминов, которые могут трактоваться и так, и этак. Например, «водитель должен», «водитель обязан» и «водитель может» — это совершенно разные термины, за ними следуют разная мотивация и разные действия на дороге. У нас, к сожалению, Правила написаны не языком воинского Устава, где каждая фраза и формулировка тщательно выверены, потому что они, как говорят военные, написаны кровью. В Правилах дорожного движения также должно быть всё изложено чётко и однозначно.
- Не первый год, кстати, обсуждается вопрос наделения Правил дорожного движения статусом федерального закона.
- Вопрос уже назрел. В соседней Белоруссии именно так, там правила носят силу закона. А у нас это постановление Правительства. В недрах кабмина что-то вырабатывается и объявляется как решённый факт, что сегодня и произошло. А законодатели потом должны на это реагировать. И только спустя несколько месяцев, в соответствии с процедурой трёх чтений в Госдуме, появляются поправки в Кодексе об административных правонарушениях. А это надо делать комплексно: сразу вносить изменения в ПДД и в КоАП.
- Сегодня же стало известно, что некоммерческое партнёрство «Гильдия автошкол» призвало Комитет Государственной Думы по транспорту передать полномочия ГИБДД по приёму водительских экзаменов автошколам. Как думаете, это возможно?
- Когда кто-то что-то предлагает от имени ассоциации, это предлагает конкретный человек, конкретная группа людей. У нас в стране полно разных ассоциаций, представляющих автошколы. Они все разные и зачастую конкурируют между собой.
В любом случае данное предложение теперь станут изучать в МВД и Госдуме. Это бюрократическая процедура, которая не один год будет длиться.
Ещё материалы: Вячеслав Лысаков