Взрыв, изменивший Петербург
После теракта в метро город стал другим
Тема: Взрыв в петербургском метро
На первый взгляд Петербург выглядит, как обычно, — то же серое небо с редко проглядывающим солнцем, те же сосредоточенные малоразговорчивые горожане, спешащие по своим делам, пробки и пыль. Но эта картинка обманчива: город напряжён. И последствия взрыва в метро ещё долго будут давать о себе знать.
К станциям «Технологический институт» и «Сенная», на перегоне между которыми произошла трагедия, все эти дни люди несут цветы и свечи. Без речей и почти без слёз — северный народ скуп на эмоции. Просто это само собой разумеется — почтить память четырнадцати человек, на месте которых мог оказаться каждый.
Как само собой разумелось в день теракта помогать друг другу — бесплатно подвозить незнакомых людей до дома, предлагать пищу и кров. Совершенно не удивили владельцы таксомоторных компаний, согнавшие свои машины в центр, в гущу событий, чтобы забирать пассажиров — и тоже бесплатно. Удивили их коллеги, которые этого не сделали, и даже, наоборот, задрали цены. И когда все без исключения кафе пускали прохожих погреться и в туалет, а некоторые ещё и наливали горячий чай или кофе — это было нормально. Западный скоростной диаметр, поднявший шлагбаумы, наземный транспорт и электрички, не бравшие плату за проезд, — всё это не выглядело чем-то странным, только так и надо поступать.
«Петербург, спасибо, что ты такой», — пишут люди в соцсетях.
«Слава богу за вас, хоть ваши сердца и проявились в таких ужасных обстоятельствах», — откликнулась на своей станице «ВКонтакте» Екатерина Герасимчук, добавив, что сама она живёт не в Питере.
«Я обычно стараюсь воздерживаться от громких слов, но, Питер, я горжусь тобой», — восхищённо написал Дмитрий Виноградов.
Пока страшно
Вагоны подземки до сих пор ездят полупустыми: люди не хотят спускаться туда, где разыгралась трагедия. И наверное, боятся тоже. Вот и хэштег #домой, появившийся в социальных сетях сразу после теракта, работает до сих пор: многие признаются, что не хотят ехать на метро и просят водителей их подвезти.
Городские власти, предвидя такую реакцию, запустили 150 дополнительных автобусов вдоль линий метрополитена. Но наземный транспорт всё равно переполнен. Стало больше и автомобилей — пробки по утрам гораздо плотнее, чем обычно.
- Папа, отдай мне машину, я буду аккуратно ездить, я боюсь на метро! — рыдала в трубку девушка, шедшая по набережной Фонтанки, — и это спустя уже три дня после теракта.
И все как-то понимающе на неё смотрели, не видя в этом каприз избалованной дочки.
Впрочем, в администрации метрополитена уверяют, что сейчас нет в городе места, безопаснее подземки: после теракта там проверяют всё и вся. Станции окружены полицейскими с автоматами, а внутри вестибюлей сотрудники секьюрити, которых стало больше в разы, пристально смотрят на рамки металлодетекторов. Пассажиров, на которых эти рамки реагируют особенно бурно, досматривают. Просят показать большие сумки и рюкзаки. В общем, стараются.
- Усиление, — показал на своих многочисленных коллег секьюрити на станции «Чёрная речка». — Хотя народу сейчас меньше. Все пассажиры спокойные, собранные. У нас, конечно, не как в аэропорту, где досматривают всех, у нас каждого не проверить, но всё же смотрим.
Единственное, о чём, кроме спокойствия, мечтают сотрудники службы безопасности метро, — о специалистах по профайлингу, умеющих распознавать потенциально опасных пассажиров по выражению лиц и поведению.
К оставленным бесхозным предметам сейчас повышенное внимание. Из-за них время от времени закрываются станции и целые перегоны. Так, после теракта уже дважды перекрывали входы и выходы на пересадочных узлах «Сенная» — «Садовая» — «Спасская» и «Гостиный двор» — «Невский проспект». Проверяли пакет на «Парке Победы» — о нём сообщила школьница. Тотальному осмотру подверглись тоннели на синей ветке между «Московской» и «Петроградской». Взрывотехники осматривали забытую кем-то сумку у Николаевской больницы в Петергофе. Высаживали людей из электрички Выборг — Петербург из-за оставленного пакета, в котором оказался банный веник. Никто не ропщет, все понимают — надо. Досаду вызывает разве что всплеск активности анонимных «телефонных минёров» — из-за них уже закрывали станции метро «Сенная» и «Пионерская».
Некоторые петербуржцы, особенно молодые, нашли выход из транспортного кризиса: несмотря на довольно холодную погоду, они пересели на велосипеды. Мотоциклов пока не видать, но если так пойдёт и дальше, и они откроют свой сезон раньше срока.
Но главное, что изменилось в Петербурге, — отношение горожан друг к другу. Все стали отзывчивыми, готовыми помочь — и старым друзьям, и забытым приятелям, с которыми давно не виделись, и даже незнакомым людям. В переполненных автобусах никто не жалуется на давку и толкотню, наоборот: «Ребята, ну-ка все выдохнули!» На руку, поднятую пешеходом, мгновенно реагируют водители — и никто не просит денег: если по пути, подвозят бесплатно. Трудно сказать, долго ли это продлится. Но пока — так.