Все о пенсиях в России

вчераПодписан закон об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии в 2025 году

21.11.2024Участникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

21.11.2024Россиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

Пособникам террористов — высшая мера?

Теракт в Санкт-Петербурге побудил законодателей заняться поиском новых путей противодействия мировой угрозе

Тема: Взрыв в петербургском метро

05.04.2017 16:17

Автор: Геннадий Мельник

Пособникам террористов — высшая мера?
Фото: ТАСС

В прошлом году российский парламент принял антитеррористические законы, известные в народе как  «пакет Озерова — Яровой». Некоторые поправки критикам казались чрезмерными. Однако теперь очевидно, что законодательство нуждается в дальнейшей проработке.

Недостаточно жёстко

По действующим законам за участие в международных террористических организациях и их финансирование предусмотрены пожизненные сроки, вербовщикам и прочим помощникам грозит до 10 лет лишения свободы, при этом ответственность за подобные преступления наступает с 14-летнего возраста. По словам бывшего прокурора,  главы комитета Госдумы по безопасности Василия Пискарёва, в отношении организаторов терактов и пособников террористов следует применять высшую меру наказания.

«Мы террористов вылавливаем, сажаем в тюрьму. Тем не менее получается, что нужно жёстче реагировать», — убеждён депутат.

Высшей мерой наказания считается смертная казнь, однако она законодательно «заморожена» в 1997 году. Это было одним из условий вступления России в Совет Европы.

Валентина Матвиенко: современный терроризм — враг в высшей степени опасный
Предложения расстреливать за терроризм звучали и в прошлом году, но так и остались предложениями. По мнению лидера фракции ЛДПР Владимира Жириновского, террорист-смертник сознательно идёт на преступление, и смертной казнью его не испугаешь. «К сожалению, любой человек может захотеть отомстить и осуществить чудовищный план, но не надо нагнетать обстановку, мы в скафандрах ходить не можем и города перекрывать не можем. У нас сильные органы госбезопасности, организаторы взрыва в Санкт-Петербурге обязательно будут найдены и наказаны», — подчеркнул Жириновский.

Отгородиться забором

Как сообщает Следственный комитет России, взрыв в вагоне поезда метро в Санкт-Петербурге совершил уроженец Киргизии Акбаржон Джалилов, 1995 года рождения. Спецслужбам удалось задержать шестерых выходцев из Средней Азии, которые якобы содействовали террористу-смертнику.

Эта информация усилила позиции сторонников введения визового режима для граждан стран СНГ. В частности, депутат питерского Заксобрания Андрей Анохин считает необходимым усложнить порядок въезда в Россию выходцев из стран бывшего Союза.

«Мы должны себя обезопасить, — пояснил он. — Выходцы из этих стран могут приехать для преступного умысла». Сейчас жители стран СНГ, в том числе Средней Азии, могут беспрепятственно купить трудовой патент на границе.

В то же время зампредседателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев убеждён, что введение визового режима со странами Средней Азии ничего не изменит.

«Мы пытаемся создать механизмы, при которых наши связи с этими странами будут укрепляться, — пояснил он. — Само по себе создание визового режима вряд ли является достаточным препятствием для террористов».

По словам Валеева, в России и так есть меры, не только препятствующие проникновению неблагонадёжных иностранцев в страну, но и подразумевающие их выдворение за пределы РФ.

Телефонный терроризм сеет панику

Как признаются в МВД, после совершения громкого теракта, в какой бы точке мира он ни произошёл, в стране резко увеличивается количество ложных телефонных сообщений о найденных или установленных бомбах. Такое было и после терактов в Париже, и после взрывов в Брюсселе, не стала исключением и трагедия в Санкт-Петербурге.

Во многих регионах полиция вынуждена была через СМИ и Интернет вновь напомнить гражданам об ответственности за телефонный терроризм.

Однако статистика такова, что в 90 процентах случаев телефонного хулигана ждёт наказание без лишения свободы и только 10 процентов виновных получают реальный срок, который, впрочем, не превышает двух лет.

«Между тем ложное сообщение о взрывном устройстве не просто безобидная шалость, оно парализует работу предприятий или транспорта, вынуждает спецслужбы принимать экстренные меры реагирования и, наконец, сеет панику среди граждан, — рассказал «Парламентской газете» депутат от фракции ЛДПР Александр Старовойтов. — Я внёс в Госдуму законопроект, предусматривающий увеличение сроков заключения для телефонных хулиганов с пяти до семи лет, однако в январе этого года его отклонили».

По словам депутата, это был тот случай, когда можно было сыграть на опережение и снизить остроту проблемы телефонного терроризма. Но теперь, видимо, придётся действовать постфактум.

Единый фронт не складывается

Россия и Европа уже достаточно давно находятся под прицелом террористов, периодически страдая от их атак. Тем не менее такая очевидная вещь, как создание межгосударственного антитеррористического блока, до сих пор не реализована.

Давление на террористов надо усилить
«Россия систематически выступает с подобным предложением к странам Запада, — напомнил депутат Василий Пискарёв. — Мы готовы поделиться опытом противодействия терроризму и в законотворчестве, и в правоприменении, но зарубежные партнёры не спешат объединять усилия в борьбе с терроризмом».

В конце февраля депутат Государственной Думы, спецпредставитель Парламентской ассамблеи ОБСЕ Николай Ковалев в очередной раз предложил международной организации создать специальный комитет по борьбе с терроризмом и киберпреступностью. Однако руководство ассамблеи фактически уклонилось от ответа.

С подобным предложением он уже обращался три года назад. «Прошло три года, терроризм ширится, территория тьмы расширяется, мы же пока безнадёжно опаздываем», — заключил спецпредставитель ПА ОБСЕ.