Трудоголиков по воле работодателей хотят обеспечить большим отпуском и компенсацией
Депутаты от ЛДПР во главе с вице-спикером Игорем Лебедевым внесли в Госдуму законопроект о новых правилах ненормированного рабочего дня
Парламентарии уверены, что пора поставить на место работодателей, которые зачастую действуют в ущерб законным правам и интересам граждан, пропадающим на работе и не получающим за это соответствующего вознаграждения.
Работа без конца и края
По закону, россияне должны трудиться не более 40 часов в неделю. Однако от многих начальство часто требует задерживаться на работе или посвящать ей выходные дни. По идее, руководитель может заставить проводить «у станка» больше положенного только в двух случаях, обозначенных в Трудовом кодексе: при условии ненормированного рабочего дня и для сверхурочной работы.
Сейчас ненормированный рабочий день регламентируется статьей 101-й ТК РФ и применяется к конкретным сотрудникам, а не ко всему штату компании. В кодексе не определено, сколько часов работодатель имеет право привлекать работника сверхурочно. Указано только, что режим ненормированного дня должен иметь эпизодический, а не системный характер.
Такой график добавляет человеку бонусом как минимум три оплачиваемых отпускных дня. Вместо отпуска можно получить денежную компенсацию. Отказ сотрудника, заключившего допсоглашение о ненормированном рабочем графике, трудиться сверх нормы может быть приравнен к отказу от исполнения своих обязанностей, поскольку возможность ненормированного рабочего дня оговаривается заранее при заключении трудового договора.
Ненормированный рабочий день нельзя путать со сверхурочной работой, которая прописана в 99 статье Трудового кодекса. Она не должна превышать для каждого работника четырёх часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год и оплачивается дополнительно. Для того чтобы «нагрузить» сверхурочно, работодателю необходимо письменное согласие. Более того, начальство должно обосновать, почему сегодня нужно поработать дольше обычного, а отказ сотрудника от выполнения сверхурочных работ не может приравниваться к нарушению трудовой дисциплины.
Трудовой кодекс надо корректировать
Законопроект либерал-демократов предлагает изменить статьи Трудового кодекса. Если документ примут, то работодатель будет обязан закрепить в коллективном договоре не только список должностей, предусматривающих ненормированный рабочий день, но и примерный перечень исключительных случаев, при которых необходимо трудиться за пределами установленной продолжительности рабочего дня. В ЛДПР считают, что к ненормированной работе не должны привлекаться беременные женщины, сотрудники в возрасте до 18 лет и те, кому это запрещено по состоянию здоровья.
«Необходимость» и «эпизодичность» при ненормированном рабочем дне — категории оценочные.
Также оговаривается предельное количество часов переработки — не более 120 часов в год. Всё, что свыше — только по правилам привлечения к сверхурочной работе с соответствующей её компенсацией. Кроме того, предлагается увеличить продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день до 15 календарных дней.«Необходимость» и «эпизодичность» при ненормированном рабочем дне - категории оценочные, причём как законодательство, так и руководящая судебная практика не дают даже приблизительных ориентиров», — объясняет возникновение инициативы ЛДПР один из её авторов, глава думского Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. Он подчеркнул, что законодательно не определён и круг лиц, которых можно привлекать к работе в режиме ненормированного рабочего дня, не установлено никакой связи между фактически отработанным временем и продолжительностью дополнительного отпуска.
Первый замруководителя фракции «Единой России», член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев уже сообщил, что законопроект будет внимательно изучен на предмет интересных новаций. При этом депутат напомнил: в действующей редакции Трудового кодекса уже предусмотрено, что гражданам, для которых установлен ненормированный рабочий день, предоставляется дополнительный отпуск не менее трёх дней. «По решению работодателя, по коллективному договору или соглашению этот отпуск может быть и больше», — сказал Исаев, добавив, что «дверь уже открыта, в неё не надо ломиться».
Законопроект — излишен и не проработан с юридической точки зрения, считает первый заместитель председателя Комиссии по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Общественной палаты России Артём Кирьянов. «Права граждан, замещающих ответственные позиции на государственной службе и имеющих ненормированный график, защищает закон о государственной или о муниципальной службе. Есть специальное регулирование для сотрудников правоохранительных и надзорных органов. Что же касается ненормированного рабочего дня для сотрудников, скажем так, коммерческого сектора, то это всё определяется трудовым соглашением и регулируется Трудовым кодексом», — подчеркнул общественник.
А вот вице - спикер Совфеда Галина Карелова посчитала, что в предложении либерал-демократов есть рациональное зерно. «Если работодатель вводит ненормированный рабочий день в систему, было бы справедливым компенсировать работнику потраченное время материально либо за счёт предоставления отгулов или увеличения отпуска», — сказала она. Однако она считает, что необходимо разграничить случаи переработки, случившиеся по инициативе работодателя, от тех, что спровоцированы самим сотрудником, не успевающим справиться с обязанностями в положенное время.
Благие намерения расчётами полнятся
Первый вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Владислав Корочкин в комментарии «Парламентской газете» отметил, что идея ЛДПР не плоха, но латать Трудовой кодекс — занятие неблагодарное. Лучше взяться за полную переделку документа. «Нынешний кодекс, отражающий уклад экономики, сформированный на основании тех правил, которые существовали при СССР, не работают в нынешней экономической системе. Кодекс должен быть исполнимым, выгодным для развития страны, он должен грамотно регулировать отношения между предприятиями и работниками так, чтобы это было взаимовыгодно всем. Исходить надо из особенностей постиндустриального экономического уклада», — объяснил Корочкин.
Трудовой кодекс только на первый взгляд кажется очень простым и легкодоступным документом, а на самом деле это сложнейший инструмент взаимодействия всех сторон партнёрства требует тонкой настройки.
С необходимостью кардинально менять Трудовой кодекс категорически не согласен глава Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. «Менять надо только те положения, которые мешают развитию и тормозят производство и положительные изменения в области социального партнёрства», — сказал он «Парламентской газете». Сенатор подчеркнул, что Трудовой кодекс только на первый взгляд кажется очень простым и легкодоступным документом, а на самом деле это сложнейший инструмент взаимодействия всех сторон партнёрства требует тонкой настройки и одного желания Правительства или профсоюзов недостаточно для того, чтобы остальные стороны этого партнёрства согласились на предложения. Это всегда должны быть выгодные и взаимоприемлемые решения.Что касается инициативы ЛДПР, то, по мнению Рязанского, она «требует счёта». «В России множество людей работают в бюджетной сфере, как следствие предложенные изменения требуют расходов из всех бюджетных уровней. Так что все эти благие намерения надо подкрепить расчётами», — считает он. И добавил — его комитет всегда благосклонно воспринимает любые социальные инициативы, но данную тему необходимо обсудить с представителями и крупного, и малого бизнеса.
Как у них?
Работа в сверхурочное время в Европе
Согласно Директиве Европарламента и Европейского совета от 2003 года «О некоторых аспектах организации рабочего времени», средняя продолжительность рабочего времени не должна превышать 48 часов в неделю, включая сверхурочные. В некоторых европейских странах введены также свои ограничения. К примеру, в Финляндии минимальное и максимальное количество рабочих дней в неделю составляет 32 и 40 часов соответственно. Согласно законодательству Греции, рабочая неделя длится 42 часа. Во Франции, Германии, Бельгии и Швейцарии установлена 35-часовая рабочая неделя.
Как правило, работа в сверхурочное время носит добровольный характер. А в ряде стран (Италия, Франция и др.) допускаются лишь с санкции инспекции труда или с согласия профсоюза.
Актами Международной организации труда предусмотрено, что сверхурочные часы оплачиваются на 25 процентов выше обычных. Кроме того, во Франции, Бельгии, Нидерландах, Дании, Швейцарии и ряде других стран установлено, что сверхурочная работа компенсируется дополнительными выходными днями.
Согласно ежегодному исследованию Организации экономического сотрудничества и развития, средний россиянин проводит на работе 1978 часов в год, это на 44 процента больше, чем гражданин Германии, на 18 процентов — Великобритании и на 10,5 процента — чем в США.