Школы пора перестать оценивать по ЕГЭ
С таким предложением выступает депутат Госдумы Любовь Духанина
Единый госэкзамен должен перестать быть предметом политической дискуссии — в первую очередь это тема для обсуждения внутри семьи, считает зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. Общественная палата РФ уже добилась того, что губернаторов больше не оценивают по результатам госэкзаменов в регионе. Какой шаг станет следующим, депутат рассказала в пресс-центре «Парламентской газеты» — она стала гостем ток-шоу Молодёжного парламента при Госдуме «33 вопроса политику».
Уровень преподавания в стране необходимо выравнять
Сегодня общественники и активисты ОНФ настаивают на том, что баллы по ЕГЭ не могут быть единственным критерием при сравнении общеобразовательных школ, рассказала Духанина будущим парламентариям. «Сложно сравнивать образовательные результаты выпускников лицеев и гимназий, которых набирали по конкурсу в восьмые классы, с результатами учащихся обычных школ, — отметила депутат. — Тем не менее если говорить абсолютно профессионально, лицеисты зачастую хорошо владеют предметным материалом, а вот с общим развитием ситуация у них не такая радужная». В этом отношении, по её мнению, выбор школы зависит от пожеланий семьи. Государство же, в свою очередь, должно предоставлять родителям полную информацию о том, какие возможности предлагает то или иное общеобразовательное учреждение.
Спросили парламентария и о главных проблемах российского образования — они, по словам Духаниной, кроются в качестве преподавания. «Нужно помнить, что ЕГЭ изначально вводился для объективного оценивания знаний выпускников. Раньше результаты школьных выпускных экзаменов в разных субъектах отличались существенно: пятёрка в одном регионе была равна тройке в другом, — пояснила Духанина. — Сейчас мы решили эту проблему и можем сопоставить уровень образования как в разных субъектах, так и в конкретных школах. Другое дело, что уровень преподавания продолжает отличаться». Депутат пояснила, что в течение восьми лет курировала горячую линию Общественной палаты РФ по вопросам ЕГЭ и довольно часто общественникам поступали жалобы на то, что в небольших населённых пунктах не хватает учителей-предметников.
Из-за этого образовательная организация просто не может подготовить школьника к ЕГЭ в рамках уроков. «Поэтому единственным выходом для родителей остаётся нанимать репетиторов, — говорит Духанина. — Эту задачу нам ещё предстоит решить: нужно либо синхронизировать школьные программы, либо выравнять уровень преподавания в целом по стране».
Образованию в сёлах поможет программа «мобильный педагог»
Решить проблему нехватки педагогических кадров в сёлах поможет программа «мобильный педагог». Её суть в том, что городские учителя, преподающие «дефицитные» для посёлков школьные дисциплины, ездят по региону и ведут уроки сразу в нескольких сельских школах, рассказала парламентарий. Так, в Пермском крае «мобильных педагогов» для быстроты передвижения уже снабдили автомобилями.
Небольшим населённым пунктам катастрофически не хватает и инфраструктуры для дополнительного образования. Хотя о необходимости развития системы технических кружков, творческих студий и спортивных секций говорил ещё президент в своём Послании. Сама Духанина является сторонником превращения сельских школ в социокультурные центры, в которых у ребят была бы возможность в том числе получать дополнительное образование.
Отдельная тема — занятия спортом. «В стране вот уже три года ведётся программа ремонта спортивных залов в сельских школах. За это время было восстановлено более двух тысяч объектов. Но мы только в начале пути, главное, чтобы финансирование на сельские школы выделялось регулярно», — рассказала Любовь Духанина.