Луки и арбалеты могут приравнять к огнестрельному оружию
В таком случае, оборот метательных устройств будет подвержен лицензированию
До конца этого года экспертная группа при Комитете Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, занимающаяся совершенствованием законодательства в сфере использования метательного оружия, должна определить, стоит ли вносить поправки в законодательство, меняющие статус и особенности применения такого оружия.
«Обходные пути» для охоты с луком
«Насколько оправданны ограничения по метательному оружию? И не являются ли они препятствием для развития оружейной промышленности и охотничьей инфраструктуры?» — эти вопросы член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, депутат от ЛДПР Андрей Луговой поставил перед участниками рабочей группы.
Охота с луками и арбалетами, по его словам, всё больше набирает популярность и в России, и за рубежом. Но если в США, Канаде, Германии арбалеты считаются охотничьим оружием с сезонными ограничениями в применении и по видам животных, то в России охотники вынуждены искать обходные пути, чтобы оправдать своё нахождение в лесу с арбалетом, говорит Луговой. В Интернете на сайтах для охотников есть советы, на что они могут ссылаться, применяя арбалеты и луки: якобы это фотосессия, тренировка или тестирование оружия перед выездом на охоту за границу.
В законодательстве относительно метательного оружия много парадоксов, считает Луговой. Так, лицу, не имеющему статуса спортсмена, позволяется хранить, покупать и продавать арбалеты и луки с ограниченной метательной силой. При превышении таких параметров требуется специальное разрешение. «Но даже в том случае, когда разрешение на приобретение не требуется, охотиться с арбалетами и луками запрещено. Однако закон тем не менее не запрещает их переносить в разобранном виде, чем и пользуются владельцы луков и арбалетов», — поясняет он.
Хотя охота с луком и арбалетом не разрешена, но покупать для такой охоты приспособления можно, равно как и охотиться в вольерных хозяйствах по договору с собственником на его искусственно выведенное поголовье животных. Это объясняется тем, что правила охоты распространяются только на официально отведённые охотничьи угодья и дикого зверя (в границах частной собственности и на домашнее поголовье они не распространяются).
Параметры метательного оружия — спорный вопрос
Статус метательного оружия как нельзя остро нуждается в регулировании, считает член экспертного совета Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Элина Сидоренко. «Не ясна теоретическая и криминалистическая платформа, на которой строится запрет на использование арбалетов и луков на охоте», — говорит она. Сегодня в свободном обороте находятся арбалеты с натяжением до 43 кг/с и луки — до 27. Они отнесены к изделиям, конструктивно сходным с оружием, и их использование вызывает много вопросов. «Оправдано ли то, что они не отнесены к оружию, если учесть, что скорость полёта стрелы может достигать 115 метров в секунду, что предполагает достаточно глубокое проникновение в тело и смертельный исход», — говорит Сидоренко. Сегодня, по её мнению, надо расширить перечень требований к метательному оружию, применяемому как спортивное. Эксперты, например, предлагают помимо силы натяжения арбалетов и луков учитывать характеристики метательного снаряда.
Сидоренко не видит препятствий для того, чтобы луки и арбалеты были включены в перечень охотничьего оружия. Это позволит устанавливать обязанность их владельцев проходить специальное обучение, считает она. «Кроме того, если мы распространим правила охоты на это оружие, его нельзя будет перезаряжать вблизи детских площадок, школ и так далее», — продолжает Сидоренко. Развивать инфраструктуру применения и обслуживания метательного оружия важно для экономики и безопасности государства, полагает она. Сегодня арбалеты, луки и их составляющие фактически бесконтрольно ввозятся из Китая и Малайзии, как игрушки и прочие предметы, через страны ЕАЭС, с которыми у нас беспошлинная торговля, говорит эксперт.
Владельцам арбалетов предлагают амнистию
Провести своеобразную амнистию для владельцев арбалетов и луков предлагает главный научный сотрудник ФСИН РФ Сергей Колотушкин. Сегодня, по его словам, на руках у населения 1 миллион 200 тысяч арбалетов спортивного назначения. «Амнистия позволила бы их владельцам легализоваться и провести регистрацию такого оружия», — сказал Колотушкин.
Нужно запретить применение охотничьих арбалетов вне охотохозяйств и специализированных тиров. Ни о каких улицах, перелесках и опушках не должно быть и речи!
При этом торговые сети должны чётко разграничивать, что продаётся по лицензии, а что нет, считает он. Также нужно маркирование и нумерация всех конструктивных элементов луков и арбалетов, используемых на всех объектах и для развлечения, и для охоты. «Нужно запретить применение охотничьих арбалетов вне охотохозяйств и специализированных тиров. Ни о каких улицах, перелесках и опушках не должно быть и речи!» — предупреждает эксперт.А вот председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин отнесение луков и арбалетов к охотничьему оружию не приветствует. «Эта техника, особенно арбалеты, вещь опасная, если речь не идёт о её применении на спортивных состязаниях. У нас и так достаточно другого оружия для охоты, — говорит депутат. - Может быть, стоит разрешить охоту с луком и арбалетом как экзотику в частных охотохозяйствах, но не более того", — считает он.
Для справки
Законодательно на территории РФ запрещается оборот в качестве гражданского и служебного оружия кистеней, кастетов, сурикенов, бумерангов и других предметов ударно-дробящего и метательного действия.
В Уголовном кодексе установлена ответственность за незаконный сбыт метательного оружия вплоть до лишения свободы на срок до двух лет. Такая же ответственность установлена и за незаконное изготовление метательного оружия.