Стране нужна экологическая полиция
Депутат Николай Валуев предложил создать новую силовую структуру, объединяющую ведомства, которые следят за охраной природы
От незаконного использования и добычи разных природных ресурсов наша страна ежегодно теряет 1 триллион рублей. По вине браконьеров - до 19 миллиардов рублей. Порядок в природоохранной сфере можно навести только совместными усилиями государства и общества. К такому выводу пришли участники VIII Международного форума «Экология» в Москве.
Инспекторов охраны пора централизовать
Ущерб от деятельности браконьеров закладывается порою ещё на стадии разработки целевой госпрограммы, удивляется глава думского Комитета по природным ресурсам Николай Николаев. На форуме в качестве примера он привёл государственную программу по развитию рыбохозяйственного комплекса, где предлагается защитить от браконьеров 36,7 процента акватории внутренних вод страны. «Представьте, что бы мы так подходили к охране государственной границы — это нонсенс», — сказал парламентарий.
Многие водные объекты и лесные угодья, особенно вблизи больших городов, превратились в пустыню. Там не осталось ничего живого.
Проблему может решить созданием экологической полиции, о которой говорят уже давно. Первый зампред думского Комитета по экологии и охране окружающей среды Николай Валуев предложил создать новую силовую структуру, которая объединит различные надзорные ведомства в области природоохраны.Как пояснил депутат, речь идёт о централизации деятельности рыболовных, охотничьих и иных инспекторов охраны. По мнению Валуева, эффективность этих структур по отдельности невысока.
«Например, уровень браконьерства в России сегодня превысил все мыслимые уровни, — пояснил депутат. — Многие водные объекты и лесные угодья, особенно вблизи больших городов, превратились в пустыню. Там не осталось ничего живого».
Возможностей же надзорных органов в области природоохраны нередко хватает только на то, чтобы контролировать деятельность юрлиц и крупных промышленных предприятий. Вред частных лиц зачастую остаётся без внимания. Депутат уверен: эта новая федеральная структура способна остановить загрязнение страны и опустошение её природных ресурсов на бытовом уровне.
Николай Валуев убеждён, что накопившиеся проблемы в области экологии настолько «накипели», что отложить их решение на потом уже не получится. Поэтому законодателям и общественникам сегодня приходится работать в авральном режиме. «Заболтать эту тему не удастся: результат нужен был ещё вчера», — подчеркнул он.
Природу губим сами
По данным Росприроднадзора, ежегодно на территории России образуется около 5 миллиардов тонн отходов. Основной объём приходится на добывающую промышленность. Доля же твёрдых коммунальных отходов (ТКО) составляет менее 1 процента от общего количества, но то, что сваливают бытовой мусор по всей стране часто где попало, вызывает наибольшее возмущение у россиян.
Треть от всех экологических правонарушений составляют нарушения в области обращения с отходами.
Всего в России образуется 35-40 миллионов тонн ТКО, или более 200 миллионов кубометров мусора. При этом только 4-5 процентов коммунальных отходов сегодня вовлекается в переработку, основным способом утилизации продуктов жизнедеятельности городов и посёлков до сих пор остаётся вывоз мусора на полигоны. В настоящее время в государственном реестре объектов размещения отходов насчитывается более 4 тысяч свалок. Однако настоящим бичом стали именно стихийные свалки мусора.«Треть от всех экологических правонарушений составляют нарушения в области обращения с отходами, — подчеркнул заместитель руководителя Росприроднадзора Рамиль Низамов. — При этом удаётся устранить лишь 70 процентов нанесённого ущерба».
Что творится в соседнем лесу?
Не лучше обстоят дела с сохранением природных ресурсов.
«Мы каждый созыв, каждый год ужесточаем подходы к защите лесов, но всё утыкается в правоприменительную практику, — пояснил Николай Николаев. — Возьмём, например, Иркутскую область, от которой я избирался, — там происходит 70 процентов от всех незаконных вырубок в стране. А закон везде одинаковый!»
По словам депутата, люди, проживающие в лесных регионах, чаще всего даже не знают, что у них творится под боком. Они не в курсе, кто и на каком основании рубит лес, куда его везут. Информация об этом для простых граждан недоступна. О каком общественном контроле можно тогда говорить?
То же самое касается и федеральных ведомств. По данным Роснедр, сегодня 28 тысяч заброшенных геолого-разведочных скважин не имеет хозяина. Из них треть представляет опасность для экологии, возможными прорывами нефти и выходом природного газа. Однако самое ужасное, по словам Николаева, другое. Эти скважины зарегистрированы давно, но Роснедра не знают, где они точно находятся. Для того чтобы их все «найти и обезвредить», при нынешнем уровне финансирования понадобится около 200 лет, считает депутат.
«Одна из основных проблем природопользования и вообще перехода на экологически ориентированную политику — это то, что у нас нет реальной информации, — подчеркнул депутат. — У нас вообще вся сфера природопользования болеет безызвестностью: мы не знаем, кто у нас работает в лесах, кто и куда выбрасывает мусор».