Михаил Терентьев: В аэропортах должно быть всё необходимое для инвалидов
Особую ответственность за создание для этих людей доступной среды на воздушном транспорте депутат Госдумы возлагает на авиаперевозчиков
В четверг, 16 марта, заместитель председателя Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев («Единая Россия») провёл специальное совещание с представителями Минтранса, Минтруда, российских авиакомпаний и аэропортов.
Темой его стало совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере воздушного транспорта для повышения доступности объектов транспортной инфраструктуры пассажирам с инвалидностью. А поводом для совещания стал недавний случай в аэропорту Чебоксар. Прилетевшему туда на чемпионат по лёгкой атлетике паралимпийцу, инвалиду-колясочнику Замиру Шхакову не смогли предоставить амбулифт — поднимающуюся и опускающуюся платформу (в аэропорту его просто не было). От помощи носильщиков спортсмен отказался, сказав: «Я не багаж». И спустился по трапу на руках.
Сразу после того как об инциденте стало известно, Михаил Терентьев, являющийся председателем Всероссийского общества инвалидов, пообещал тщательно разобраться в проблеме. О важном для людей с инвалидностью совещании депутат рассказал «Парламентской газете».
- Первое, что меня порадовало, — очень быстрое решение суда по вопиющему случаю в Чебоксарах, — говорит Михаил Терентьев. — Аэропорту сделано предписание, согласно которому он должен в ближайшее время приобрести амбулифт и миниподъёмник для небольших самолётов, провести подготовку персонала. С такой оперативностью я сталкиваюсь впервые. Чебоксарский аэропорт также принёс извинения Замиру Шхакову, и он их принял.
- Накануне совещания появилась информация, что Росавиация может обязать все аэропорты закупить амбулифты.
- Росавиация ещё в прошлом году разработала план по оснащению аэропортов спецтехникой, но он, как говорят в ведомстве, носит рекомендательный характер. Теперь же там начали готовить предложения Минтрансу для внесения соответствующих изменений в Воздушный кодекс. Министерство считает необходимым усиление ответственности руководства транспортных объектов за нарушение требований к доступности инфраструктуры. Исходя из норм Воздушного кодекса РФ, амбулифтами должны быть оснащены все международные аэропорты в стране. На сегодня из 91 международного аэропорта такое оборудование есть лишь в 33-х. Правда, ещё десять лет назад оно имелось в трёх-четырёх.
- Эти амбулифты — дорогое удовольствие?
- Стоимость одного агрегата — порядка 10 миллионов рублей. В Шереметьево, скажем, их семь. Но в аэропортах с небольшим пассажиропотоком, и там, где садятся небольшие самолёты, можно использовать недорогие подъёмники. Важно, чтобы все компании-перевозчики учитывали при взаиморасчётах с аэропортами необходимость создания всех необходимых для маломобильных людей услуг. Пока что профстандарта их предоставления нет. И Минтруд вместе с экспертным сообществом должен разработать такой стандарт.
Особая ответственность лежит на перевозчиках. Именно они отвечают за каждого пассажира с момента его прибытия в аэропорт до момента выхода.
- Проблемы возникают и у маломобильных пассажиров железнодорожного транспорта. Чем им, прежде всего, нужно помочь?
- В ноябре прошлого года Госдума приняла в первом чтении законопроект о внесении изменения в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Оно касается оказания услуг по посадке и высадке инвалидов в поездах пригородных сообщений. Сейчас более чем на восьми тысячах остановочных пунктах у владельцев инфраструктуры, которые отвечают за эти услуги, нет соответствующего персонала, и никто инвалидам не помогает. В законопроекте предлагается ввести совместную ответственность за обеспечение посадки и высадки владельца инфраструктуры и перевозчика. Надеюсь, в весеннюю сессию Госдума может принять этот закон, и пассажирам с инвалидностью станет легче.
- В декабре на заседании Комиссии по делам инвалидов при Президенте вы говорили о важности для Всероссийского общества инвалидов ещё одного законопроекта, внесённого Минтруда. В чём его суть?
- До недавнего времени сами организации инвалидов вели контроль того, как в стране создаётся доступная среда для людей с ограниченными возможностями. А Минтруда решило распределить обязанности по контрольным функциям между надзорно-контрольными органами. Я считаю, что передача этих обязанностей профессионалам — дело правильное. Но ВОИ и дальше будет проводить мониторинги доступности объектов и услуг.
Ещё материалы: Михаил Терентьев