По полисам ОСАГО платить будут не деньгами, а «натурой»
Реформирующий «автогражданку» закон окончательно могут принять уже 17 марта
Основной формой возмещения ущерба по «автогражданке» вскоре станет ремонт машины, а не денежная выплата. Получить компенсацию наличными автовладельцы смогут только в исключительных случаях.
Законопроект, предлагающий реформировать систему ОСАГО, разрабатывали под лозунгом спасения института страхования автогражданской ответственности. В последние годы, по заявлениям автостраховщиков, их прибыль росла медленнее, чем расходы по обязательствам страховых выплат. В некоторых регионах ситуация стала настолько критической, что многие компании ушли с рынка, что привело к дефициту полисов ОСАГО.
Чтобы остановить утечку финансов, теряемых страховщиками в судебных тяжбах с автоюристами, предложено отказаться от денежных компенсаций в пользу готового ремонта автомобиля. Преимущество страховщиков в этом случае было понятно, а вот выгода автовладельцев не очевидна.
Ни вашим, ни нашим
По словам председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, в работе над поправками ко второму чтению законопроекта приняли участие не только депутаты Госдумы, но и члены Совета Федерации, представители страхового сообщества, объединений автолюбителей, автосервисных предприятий, а также так называемые автоколлекторы. В результате документ получился компромиссным.
Всего внесено 62 поправки, из которых 26 принято. В отклонённых оказались и предложения Правительства. По словам депутата, это сделано, чтобы максимально защитить интересы российских автомобилистов.
В новой версии законопроекта максимальное расстояние до станции техобслуживания, на котором будут проводить ремонт повреждённого автомобиля, не должно превышать 50 километров от места ДТП или места жительства автовладельца. В первоначальной редакции документа пункт ремонта мог находиться и за 200 километров.
Если раньше предполагалось, что ремонт машин будет производиться исключительно в сервисах, заключивших соглашение со страховой компанией, то теперь водитель может обратиться к услугам другой автомастерской, но по согласованию со страховщиком.
Во всех случаях срок ремонта не может превышать 30 суток, а за каждый день просрочки страховая компания будет выплачивать застрахованному штраф по 0,5 процента от суммы возмещения.
Центробанк должен изменить правила обязательного страхования, в которых устанавливаются требования к организации восстановительного ремонта и порядок взаимодействия потерпевшего, страховщика и автомастерской, в том числе в случае проведения некачественного ремонта.
Ко второму чтению в документе появился запрет на использование в ремонте деталей и узлов, уже бывших в употреблении. Также устанавливаются требования по расчёту суммы возмещения без учёта общего износа автомобиля.
По сравнению с первоначальной редакцией документа, по настоянию автовладельцев увеличена и гарантия на ремонт: полгода — на небольшие поломки и замену деталей, год — на кузовные и лакокрасочные работы.
Кроме того, установлен исчерпывающий список, когда предоставляется денежное возмещение ущерба. Страховщик заплатит наличными в случае, если восстановление машины после аварии не предоставляется возможным, или затраты на такой ремонт превышают установленный для договоров ОСАГО лимит в 400-500 тысяч рублей.
Выплаты также получат инвалиды и те, кто в результате аварии получит серьёзные травмы. На деньги можно рассчитывать и когда страховая компания не способна соблюсти все требования закона. Центробанк сможет ограничивать на год натуральное возмещение тем страховщикам, на которых систематически поступают жалобы автовладельцев, недовольных качеством ремонта.
Немаловажно, что законопроект вводит норму о возможности обратиться в свою страховую компанию, если в ДТП участвовало не два, а больше автомобилей. Сейчас для того, чтобы получить прямое возмещение убытков в случае коллективного столкновения, гражданин должен сам разбираться с другими страховыми компаниями и ГИБДД.
- На наш взгляд, проект закона в этой редакции по многим направлениям улучшает позицию российских автолюбителей, более ёмко защищает их права, — отметил Аксаков. — В то же время он позволяет решить проблему недобросовестных автоюристов, которые зарабатывали на разных схемах и автоподставах.
Бедствуют ли страховщики?
По словам депутата от КПРФ Алексея Куринного, в 2016 году страховые компании заработали 60 миллиардов рублей, практически столько же, сколько и в предыдущем году. «Но этого им мало: мешают автоюристы! — возмутился депутат. — Сами юристы и их деятельность абсолютно законна, а так как страховые компании не могут противостоять их законным действиям, было решено поменять систему «автогражданки».
Законодатель убеждён, что раз есть мошенничество, надо бороться с ним, а не менять закон. За честь автоюристов вступился и единоросс Павел Крашенинников: «Я, как председатель юридического комитета и глава Ассоциации юристов России, прошу относиться с почтением к любому профессиональному сообществу: будь то юристы, экономисты или журналисты».
Член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Михаил Щапов считает, что законопроект ставит в преимущественное положение страховые компании, в то время как действующая система вполне выдерживает баланс интересов граждан и страховщиков.
«Страховая выплата — собственность автовладельца, и только он вправе решать, как ей распоряжаться, — подчеркнул парламентарий. — Предлагаемый законопроект ущемляет это право, и я не считаю такой подход верным. Можно было бы понять дискуссию вокруг этого вопроса, если бы страховщики несли какие-то невероятные убытки, которые ставили бы всю отрасль на грань существования. Но за последнее время мы видели банкротства банков, туркомпаний, но не встречали ни одного разорившегося страховщика».
Тем не менее законопроект принят во втором чтении и, как ожидается, пройдёт третье уже 17 марта. Предполагается, что закон вступит в силу через 30 дней после его публикации и будет действовать только в отношении новых договоров ОСАГО. В отношении старых договоров сохранятся прежние нормы.
Ещё материалы: Анатолий Аксаков, Павел Крашенинников