Академики поборются с ГМО-фобией и ВИЧ-диссидентством
Среди фальсификаций, которые готова разоблачить Комиссия РАН по борьбе с лженаукой, фигурируют также движение против вакцинации и отрицание теории эволюции
Работа Комиссии Российской академии наук по борьбе с лженаукой специально не финансируется, хотя запросы в неё приходят даже из Администрации Президента и следственных органов. Заключения академиков получают большой резонанс — достаточно вспомнить недавнее объявление гомеопатии лженаукой. По каким критериям отбираются темы для работы комиссии и чему будет посвящён следующий меморандум «охотников за фальсификациями»? На эти и другие вопросы специально для «Парламентской газеты» ответил глава Комиссии РАН по лженауке, академик Евгений Александров
- Евгений Борисович, меморандум вашей комиссии о лженаучности гомеопатии стал одной из самых обсуждаемых тем. Расскажите, как вы с коллегами выбираете темы для очередного меморандума?
- Вопросов, по которым стоило бы выпустить меморандумы, десятки. Конкретная тема определяется во многом доступностью экспертов, которые готовы бесплатно и довольно интенсивно поработать. Так, тема первого меморандума — о лженаучности дерматоглифического тестирования способностей (коммерческие тесты, опирающиеся на изучении узоров на коже ладоней и стоп человека.- Прим. ПГ.) определилась почти спонтанно. Мы готовили к публикации в бюллетене небольшую заметку члена комиссии, кандидата биологических наук Александра Панчина о дерматоглифике. Но выяснилось, что вопрос требует более серьёзный проработки. И в это же время на форуме новосибирского Академгородка развернулась бурная дискуссия по этому вопросу. Объединив усилия с экспертами Академгородка, мы подготовили первый меморандум.
Тема второго меморандума — о лженаучности гомеопатии — напротив, была определена заранее. С некоторыми экспертами были предварительные договорённости, когда идея меморандумов ещё только обсуждалась. Отмечу, что меморандумы — это новый для нас формат, работа в котором находится ещё в стадии становления. Инициаторами тут были молодые члены комиссии Александр Сергеев и Александр Панчин. Идея следующая: есть такие темы, в которых лженаука настолько серьёзно проникла в наше общество, что противостоять ей особенно трудно — почти в любой организации находятся её приверженцы. В такой ситуации надо, чтобы голос науки прозвучал достаточно внятно. Мы для этого формируем экспертную группу, состоящую как из членов комиссии, так и из привлечённых экспертов, и готовим документ, отражающий реальное положение дел в современной науке.
- Это и есть меморандум?
- Да, и в нём есть короткое резюме и рекомендации, которые подписываю я как председатель комиссии. Также в меморандум включено более подробное экспертное заключение, под которым стоят подписи тех, кто его писал, редактировал и проверял. При этом не надо путать меморандумы с петициями. Мы не собираем под ними подписей — это просто квалифицированное заключение, профессиональная работа.
Меморандумы ничего не запрещают, никого ни к чему не обязывают. Люди и организации могут самостоятельно делать из них выводы. Это просто информация о том, что наука, а что нет. Причём мы никогда не влезаем в реально спорные для серьёзных учёных вопросы.
- Какова тема следующего меморандума?
- Сейчас она пока не определена. Есть разные предложения от членов комиссии и других экспертов, с которыми мы консультируемся.
- Можете перечислить хотя бы некоторые из обсуждаемых тем?
- Это, например, ВИЧ-диссидентство — отрицание существования СПИДа, его связи с вирусом иммунодефицита, а также грубые ошибки в подходах к профилактике. Это и антивакцинаторское движение — оно создаёт угрозу серьёзных эпидемий даже давно, казалось бы, забытых болезней. Озабоченность вызывает и распространение ГМО-фобии — представление о вреде генетически модифицированных организмов не имеет никаких научных оснований, но активно пиарится и даже влияет на государственные решения, причём не только в России.
Наконец, отрицание теории эволюции — казалось бы, это сугубо теоретический вопрос, но поскольку эволюция является фундаментом всей современной биологии, широкое проникновение антиэволюционных идей разрушает образование. Только представьте, в одной из московских школ есть продвинутый биологический класс, готовящий школьников к поступлению на биофак МГУ, и там на уроках отрицается теория эволюции! Каково будет потом переучивать этих будущих биологов. Ведь фактически сейчас под вопрос ставится вся их будущая научная работа.
- Каков режим работы вашей комиссии — насколько часто вы встречаетесь, где проходят заседания ?
- Наша комиссия включает несколько десятков человек, разбросанных по разным городам и даже странам. Работаем мы на общественных началах, без финансирования. Так что мы не можем собираться и проводить очные заседания. Лично многие из нас встречаются на Общих собраниях РАН, а в последние годы ещё на конференциях, посвящённых изучению феномена лженауки.
Первый председатель комиссии Эдуард Павлович Кругляков основную работу вёл сам. К другим членам комиссии он обращался с конкретными поручениями. С 2013 года работа комиссии стала более коллегиальной. У нас есть внутренняя рабочая электронная рассылка, и в ней всё время идёт активная дискуссия. Вот сегодня я заглянул — счётчик рассылки за почти четыре года показывает 4600 писем.
- Что является поводом для начала работы по тому или иному направлению?
- Это либо официальные запросы, поступившие через Президиум РАН, или личная инициатива членов комиссии, когда мы сталкиваемся с каким-нибудь особенным безобразием. Запросов приходит не очень много, но из самых разных ведомств — из Администрации Президента, из Совета безопасности, от Федеральной антимонопольной службы, от следственных органов. Когда можем, отвечаем сами, а если надо, то ищем подходящих экспертов. Но нужно понимать, что наши ответы не являются экспертизой в юридическом смысле. Это скорее научно-методические консультации по вопросам, связанным с разграничением науки и лженауки.
- Есть ли у комиссии постоянно действующие проекты?
- Дважды в год редколлегия формирует бюллетень «В защиту науки». Его очередной, 19-й выпуск как раз только что отправили в печать. У нас есть сайт с официальной информацией и весьма активная общественная группа поддержки в Фейсбуке. Здесь нам большую помощь оказывают волонтёры — засилье лженауки тревожит очень многих людей.
- Как формируется состав комиссии?
- Он утверждается Президиумом РАН, и обновляется, как правило, раз в один-два года. Последнее обновление утвердили летом 2016 года.
Справка
Комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований — научно-координационная организация при Президиуме Российской академии наук. Образована в 1998 году по инициативе академика РАН Виталия Гинзбурга. Действующее положение о комиссии, разработанное Президиумом РАН, датировано 23 марта 1999 года.
Комиссия вырабатывает рекомендации Президиуму РАН по спорным научным вопросам и занимается публичной критикой лженауки. В мае 2016 года комиссия выпустила меморандум № 1 «О лженаучном статусе коммерческого тестирования по кожным узорам пальцев рук» (дермоглифика). В феврале 2017 года появился меморандум №2 — о лженаучности гомеопатии.
В состав комиссии входят 60 учёных, из которых 40 являются академиками и членами-корреспондентами РАН. Председатель комиссии — академик РАН Евгений Александров. В бюро комиссии из шести человек, включая председателя, входит депутат Госдумы, академик РАН Жорес Алфёров.