В Минэкономразвития придумали, как заставить россиян копить на пенсию
Тем, кто не захочет откладывать на старость, поднимут подоходный налог до 15 процентов
Чиновники полагают, что варьирование ставки НДФЛ в зависимости от взносов на индивидуальный пенсионный счёт, будет стимулировать россиян к его наполнению. Однако парламентарии с этим не согласны.
«Даже при Улюкаеве такого не было, — эмоционально реагирует ознакомившийся с планами Минэкономразвития первый зампред думского Комитета по бюджету и налогам Валентин Шурчанов. — Этого ни в коем случае делать нельзя, потому что пострадают малообеспеченные люди».
По словам депутата, предложение министерства заключается в том, чтобы «добровольно-принудительным» методом заставить людей платить в накопительные фонды. Чем большую часть зарплаты человек будет туда отчислять, тем ниже у него будет ставка НДФЛ и наоборот. Отказники, например, будут платить 15%, а тем, кто станет направлять на накопления 10% зарплаты, подоходный налог установят в размере тех же 10%.
«Пенсионный фонд у нас, как известно, дефицитный, — пояснил «Парламентской газете» Шурчанов. — В 2016 году дефицит ПФР составил 1,6 триллиона рублей. Бюджету приходится поддерживать его дотациями. Тем временем число работающих россиян продолжает сокращаться. В конечном итоге поступления в Пенсионный фонд не смогут обеспечивать растущие потребности. Вот и придумывают различные схемы».
2014 — 2,7
2015 — 2,81
2016 — 3, 02
Система индивидуального пенсионного капитала (ИПК) разработана Минфином и ЦБ и должна заменить государственную накопительную систему: вместо обязательных взносов работодателя — добровольные взносы работника. Сегодня весь уплаченный взнос в ПФР (22%) поступает на страховую пенсию. Предполагается, что часть поступлений по заявлению работника будет перенаправляться на ИПК. Размер взносов будет определяться добровольно и ограничивать не планируется — хоть всю зарплату переводи. Однако ставку НДФЛ всё равно снизят только до 10%.
«Любое стимулирование личных вложений граждан — это благо, — рассказал «Парламентской газете» президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Константин Угрюмов. — Но насколько это соотносится с принципами налоговой политики, мне сказать сложно. Сам по себе подоходный налог к пенсии никакого отношения не имеет, это региональный налог. А готово ли государство компенсировать регионам убытки?».
Если связать подоходный налог с пенсионной системой, это значит ещё более усугубить ситуацию в регионах, где других источников пополнения бюджета нет, полагает первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников.
«НДФЛ — это доходы субъектов, мало того, это единственные их доходы, — подчеркнул сенатор. — Получается, пенсионная система — федеральная, а наполнять её предлагается из кармана субъектов».
При этом законодатель не против того, чтобы установить в стране прогрессивный подоходный налог.
«Присказка о том, что снижение НДФЛ до 13% вывело доходы россиян из тени, это абсолютно абстрактное заявление, ничем не подтверждённое, — пояснил Калашников «Парламентской газете». — НДФЛ давно пора делать дифференцированным налогом. Плоская шкала существует в странах, которые можно пересчитать по пальцам одной руки. Это давно экзотика».
За введение прогрессивного налога выступает и председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
«На мой взгляд, это не справедливо менять ставку подоходного налога в зависимости от отчислений в пенсионную систему, — убеждён парламентарий. — Это можно делать только в зависимости от доходов, как это принято в международной практике. Причём начиная с определённого минимума: 2-3 миллиона рублей годового дохода, после которого можно вводить прогрессивную шкалу. Возможно, тогда сюда можно увязать и вопросы, связанные с пенсионными накоплениями».
Ещё материалы: Валентин Шурчанов, Анатолий Аксаков, Сергей Калашников