В земельном вопросе всё ещё много путаницы
Законодательство в сфере урегулирования земельных отношений нуждается в унификации, гармонизации и устранении пробелов
В России до сих пор не сформированы необходимые механизмы и инструменты, способные учесть особенности использования столь многопланового и существенного для общества объекта, как земля, заявил председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Михаил Щетинин по итогам обсуждения на парламентских слушаниях «О концепции развития земельного законодательства Российской Федерации».
Пока у стратегии лишь контуры
Земельный вопрос при переводе нашей экономики на рыночные рельсы был затронут крайне осторожно. Сказывалось влияние запрета социалистического государства: торговать землёй нельзя! Вместе с тем сегодня земельный рынок, вернее его отсутствие, является серьёзным тормозом на пути развития рыночных отношений. Однако в том, что государство выбрало в этой сфере тактику постепенности, есть большой плюс. К решению земельного вопроса действительно нельзя приступать, не имея чёткой стратегии. Об этом говорил и президент Владимир Путин на президиуме Госсовета в 2012 году — именно тогда были намечены контуры будущего документа «Основы земельной политики РФ до 2020 года». На стратегию он, конечно, не тянет, но всё же ряд важных постулатов в нём есть. Например, необходимость разграничения форм собственности на землю.
Предполагалось, что переход земли в частные руки будет находиться под строгим контролем государства. Из этого вполне логично вытекает другой важный тезис документа: создание условий для рационального и эффективного использования земельных участков. Особое внимание при этом обращалось на выделение земли для фермеров (это должно стать возможным без процедуры торгов), а также на защиту сельскохозяйственных земель, использовать которые можно только для производства сельскохозяйственной продукции. Во исполнение этих положений за последние три года была значительно расширена база земельного законодательства. Появился закон об особой процедуре изъятия земель для государственных нужд, об изъятии земель, используемых не по назначению, поправки в закон об обороте сельхозземель.
Вместе с тем в стране ещё не сформированы необходимые механизмы и инструменты, способные учесть особенности использования столь многопланового и существенного для общества объекта, как земля, обеспечить действительный баланс публичных и частных интересов, считает председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Михаил Щетинин. В свою очередь, глава Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев замечает, что пока земельное законотворчество напоминает топтание на месте. «Не успев принять одну правовую норму, мы сразу же начинаем дополнять её десятками исключений», — объяснил парламентарий.
И примеров тому немало. Скажем, Закон №81-ФЗ от 2014 года гласит, что земля передаётся в частную собственность только через торги. Но последующие изменения, включая и закон о дальневосточном гектаре, были направлены на изъятие ряда земельных категорий из-под этого правила. А Закон №499-ФЗ от 2015 года предполагал порядок изъятия земельных участков для муниципальных и государственных нужд, при котором собственники получали больше прав для защиты своей собственности.
Однако уже с 1 января 2017 года начала действовать поправка, разрешающая упрощённое изъятие земельных участков для организаций, которые заключили соглашения с муниципалитетами. Такая же непоследовательность, замечает Николай Николаев, наблюдается и в отношении земельных категорий. «Мы то отказываемся от них в пользу земельного зонирования, то вновь возвращаемся к категорийности, если речь заходит о защите сельхозземель», — говорит парламентарий.
Половина участков не имеет границ
По мнению профессора МГУ по гражданскому праву Евгения Суханова, наше земельное законодательство «местами намного опережает реальные возможности институтов, которые признаны его обеспечивать». О чём идёт речь? Не так давно в Правительстве сообщили, что заявительный порядок оформления земельного участка в собственность — вопрос решённый. При этом, согласно данным Росреестра, из 60 миллионов земельных участков только половина имеет кадастровые границы (то есть по геодезическим точкам с привязками на местности), границы остальных участков установлены лишь с помощью примитивных схем.
О каком заявительном порядке может идти речь, если мы не знаем, где чья земля?
Отсюда массовые наложения и неточности на кадастровых картах. Общая площадь выявленных наложений, по словам главы Росреестра Виктории Абрамченко, составляет 1,5 миллиона гектаров. «О каком заявительном порядке может идти речь, если мы не знаем, где чья земля?» — заметила глава ведомства. Отсутствие кадастрирования участков становится препятствием для оформления не только земли в собственность, но и для развития градостроительных планов, а также зонирования земель. Между тем в Основах земельной политики до 2020 года есть конкретное указание на необходимость создания единого информационного ресурса о землях. Задача та поставлена ещё в 2006 году, и на кадастровые работы по её выполнению уже потрачено 42 миллиарда рублей.Однако наложения встречаются не только на картах, но и на законодательном поле. «Мы всё время пишем отдельные законы для земельной собственности, в то время как земля — такая же вещь и её оборот должен строиться в соответствии с вещными отношениями, которые досконально прописаны в Гражданском кодексе», — настаивает профессор Евгений Суханов. Он приводит пример, когда аренда земельных участков, как она трактуется в Земельном кодексе, фактически превратилась в скрытую приватизацию земли. «Земля сначала арендуется, потом на ней возводят объекты, и после этого она фактически оказывается в собственности владельца. Суды ломают голову, что с этим делать», — рассказывает эксперт.
Между тем, по его мнению, этого бы не случилось, если бы аренда земли регулировалась простым и понятным Гражданским кодексом.
Вопросом, какие права есть сегодня у собственника земельного участка, задаётся эксперт земельного законодательства из МГУ Геннадий Волков. Он напомнил недавний пример из регионального законотворчества — предложение ввести обязательную регистрацию заборов и выгребных ям. «Понятно, для чего это делается, — объясняет эксперт. - Чтобы у местной власти появился дополнительный объект недвижимости, подлежащий налогообложению». По его мнению, есть более простое решение проблемы.
«Необходимо прописать в законе, что земельный участок и всё, что на нём построено, — это единый объект. Тогда в зависимости от стоимости самой земли и построек будет легче определить, какой налог должен заплатить за него владелец», — считает Геннадий Волков. По его мнению, если мы решимся на такие поправки в законодательстве, то будет создана основа для надёжного землепользования в России.