Россияне отсудят у авиакомпаний миллионы
Присоединение к Монреальской конвенции заставит отечественных перевозчиков платить за задержку рейса по мировым стандартам
В конце марта в Госдуме планируют рассмотреть пакет законопроектов о ратификации Монреальского соглашения и внесении изменений в Воздушный кодекс. Правда, поправки, увеличивающие компенсации за испорченный перелёт, касаются только международных рейсов.
Пассажирам Монреальская конвенция главным образом интересна тем, что в ней установлены максимальные компенсации от авиакомпаний за нарушение правил перевозки — задержку или перенос рейса, повреждение или утрату багажа, нанесение вреда здоровью. Эти суммы гораздо больше выплат, которые можно сегодня получить в России.
По действующему Воздушному кодексу, который в части международных перевозок опирается на положения Варшавской конвенции 1929 года, минимальная выплата жертвам авиакатастрофы составляет два миллиона рублей. В странах, присоединившихся к более поздней Монреальской конвенции 1999 года, компенсация за гибель пассажира может достигать восьми миллионов рублей, в переводе на наши деньги.
Именно устаревшие лимиты Варшавской конвенции стали причиной ратификации Монреальского соглашения большинством стран мира. Сегодня в этом клубе уже 130 стран, и присоединение к ним России — это не просто вопрос престижа, а давно назревший шаг.
«Если отечественные перевозчики будут действовать в поле Монреальской конвенции и станут защищать права своих потребителей не меньше, чем, допустим, европейские авиакомпании, то для пассажиров появится ещё один пунктик в пользу выбора российской авиакомпании», — рассказал «Парламентской газете» начальник аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Золотые горы за старые чемоданы
Компенсации, определяемые в конвенции, привязаны к искусственному платёжному средству — специальным правам заимствования (СПЗ). Их курс формируется на основе корзины из четырёх валют: доллара, евро, иены и фунта стерлингов. Курс меняется каждый день и в настоящее время 1 СПЗ колеблется у отметки в 80 рублей.
Авиакомпании стран, ратифицировавших Монреальское соглашение, могут самостоятельно выбирать глубину своей финансовой ответственности, но не ниже установленных лимитов. Поэтому в среднем размер компенсации везде одинаковый.
Так, если перевозчик потерял ваш чемодан, то максимальная сумма, которую можно будет с него получить, равна 1131 СПЗ — это примерно 89 тысяч рублей по нынешнему курсу. Российская же авиакомпания оплатит ущерб из расчёта 600 рублей за килограмм веса утерянного багажа.
За задержку рейса в Европе положена более серьёзная компенсация — ответственность перевозчика ограничивается суммой в 4150 СПЗ, что почти равняется 325 тысячам рублей. А в случае гибели пассажира выплаты родственникам погибшего могут доходить до 100 тысяч СПЗ — это около 8 миллионов рублей.
Однако здесь следует несколько охладить пыл тех наших граждан, в ком не угасает дух авантюризма — сделать состояние на ветхих чемоданах не удастся. Во-первых, как уже отмечалось, областью применения Монреальской конвенции являются только международные воздушные перевозки. За саквояж, потерянный между Москвой и Новым Уренгоем, по-прежнему будут платить скромную компенсацию.
Во-вторых, чтобы «срубить» денег за нарушение правил перевозки на международном рейсе, придётся идти в суд и доказывать, что в пропавшем, скажем, портфеле лежали три серебряных портсигара, пять ноутбуков и столько же кожаных курток. Если удастся убедить в этом судью, тогда выплата будет максимальной.
«В Монреальской конвенции акцент сделан именно на возмещение вреда, тогда как в действующей редакции Воздушного кодекса речь идёт об императивной ответственности — фактически выплате штрафа, — пояснил генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации Антон Корень. — Например, при задержке рейса пропал оплаченный отдых. По законодательству Российской Федерации будет выплачен штраф по Воздушному кодексу и стоимость путёвки в полном объёме по Гражданскому кодексу. По Монреальской конвенции компенсируют только стоимость отдыха в размерах, не превышающих установленных лимитов. То есть в определённых ситуациях это может стать выгодным для перевозчика».
Лимиты, кстати, будут двухуровневыми: ущерб до 100 тысяч СПЗ перевозчик обязан возместить полностью, без отговорок, а вот от претензий свыше этой суммы может и уйти, доказав, что вред пассажиру был причинён по вине террористов, забастовщиков или природных катаклизмов. Поэтому прежде чем обращаться в суд, следует найти грамотного адвоката. Но есть и хорошая новость. Согласно Монреальской конвенции пассажир может подать иск к перевозчику по своему месту жительства, что сокращает его расходы на судебные издержки. Кроме того, во всём мире существуют агентства, которые берут всю бумажную возню на себя и фактически оказывают юридическую помощь за 25 процентов суммы. С прошлого года они работают и в России.
Международные перелёты станут безопаснее
Главная цель ратификации Монреальской конвенции - не разорить отечественных перевозчиков огромными суммами компенсаций, а заставить их более ответственно относиться к сервису и безопасности полётов. Об этом сказал «ПГ» зампред комитета Совета Федерации по экономической политике Михаил Пономарёв.
«Мы постепенно переводим наше воздушное законодательство к международным стандартам, — пояснил он. — Кому-то суммы компенсаций покажутся разорительными, но такие правила действуют во всём мире. Мы сейчас говорим не о прибылях авиакомпаний. Мы говорим о культуре обслуживания пассажиров, о качестве и безопасности полётов. Если перевозчик не может организовать вылёты по расписанию, постоянно теряет багаж или эксплуатирует аварийные самолёты, то зачем он такой нужен на рынке?».
Сенатор напомнил, что в 90-е годы прошлого века в России насчитывалось до 400 авиаперевозчиков, многие из которых имели всего по одному самолёту или вертолёту. Потом численность резко сократилась. «Если сейчас тоже кто-то вынужденно уйдёт, то рынок пустовать не будет, — убеждён Пономарёв. — Место ушедшего займут более достойные».
Конкуренция грузоперевозок повысится
Между тем Монреальская конвенция регулирует не только отношения между пассажиром и перевозчиком, но и сферу воздушных грузоперевозок. В частности, она устанавливает оформление накладных и квитанций на груз в электронном виде. Это позволяет авиакомпании отказаться от значительной части бумажного документооборота, что ускоряет движение документов и сокращает расходы на персонал. «Это безусловно повысит конкурентоспособность российских перевозчиков на мировом рынке грузоперевозок», — убеждён начальник аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
По оценке Международной ассоциации воздушного транспорта, применение электронного документооборота привело к суммарной экономии в мировой отрасли грузовых авиаперевозок до 5 миллиардов долларов США ежегодно.
«Ратификация Монреальской конвенции позволит значительно снизить издержки грузовых перевозок отечественных авиакомпаний и сделает их услуги более привлекательными на мировом рынке», — подчеркнул первый зампред думского Комитета по транспорту и строительству Виталий Ефимов.
Подорожают ли билеты?
Прямого ответа на самый главный вопрос пассажиров нет. Одни утверждают, что при определённой дисциплине авиакомпаниям не придётся нести дополнительных расходов, а значит, билетам дорожать не с чего. Но если суды реально начнут присуждать большие компенсации пассажирам за задержку рейсов или за потерю багажа, то свои расходы перевозчики, конечно же, переложат на пассажиров.
«Перевозчик может взять дополнительные деньги только с пассажира. Значит, он и заплатит», — убеждён Ефимов.
Большинство же экспертов уверены, что подорожание, если и произойдёт, то будет незначительным. В конвенции не указывается, из какой «тумбочки» перевозчик возьмёт деньги на компенсации. Сочтёт он нужным создать отдельный счёт в банке, или будет страховать свои риски — его дело. «Чаще всего в таких случаях используется страховой инструмент, — пояснил Олег Пантелеев. — Уверен, что страховая отрасль сможет за адекватную премию предложить должную защиту и по этим рискам. А карман пассажира не пострадает».
Компенсация ущерба пассажирам
Виды ущерба |
До ратификации Монреальской конвенции |
После ратификации Монреальской конвенции |
Задержка рейса |
1800 рублей в час (но не более 50 % от стоимости билета) |
4150 СПЗ (325 775 руб.) |
Потеря багажа |
600 рублей за кг (для багажа); 11 тысяч рублей (для ручной клади) |
19 СПЗ (1491 руб.) за кг; 1131 СПЗ (88783 руб.) — максимум |
Причинение вреда жизни и здоровью пассажира |
Не более 2 млн рублей |
100 тысяч СПЗ (7,85 млн руб.) |
МРОТ — 7500 руб.
СПЗ (7.03.2017) — 78,5 рубля
А как у них
Компенсации платят даже лоукостеры
Согласно статистике, самыми распространёнными претензиями к авиаперевозчикам в мире являются жалобы на задержку рейса. Если бы по каждому такому случаю обиженному пассажиру платили столько, сколько указывает Монреальская конвенция, то авиакомпании давно бы вымерли как мамонты.
Поэтому даже в тех странах, которые уже присоединились к соглашению, приняты специальные регламенты, существенно снижающие максимальные суммы компенсаций. Например, в Евросоюзе это регламент ЕС 261/2004.
Согласно этому документу, если рейс задержан более чем на 3 часа, то компенсация за полёт дальностью до 1500 км составит 250 евро, до 3000 км — 400 евро и свыше 3000 км — 600 евро. Таким образом, максимальная выплата в переводе на наши деньги составляет почти 37 тысяч рублей. Как видно, это значительно меньше тех 325 тысяч рублей, которые декларирует Монреальская конвенция.
При этом компенсацию можно получить лишь в том случае, если задержка рейса произошла по вине авиакомпании. Например, из-за поломки самолёта или овербукинга. В то же время подавляющее число задержек рейсов происходит из-за погодных условий, то есть по независящим от компании причинам.
Если вылет сорвался из-за перевозчика, то компенсацию обязательно заплатят даже лоукостеры. И не надо думать, что если ваш билет стоил всего 10 евро, то вам заплатят меньше, чем указано в регламенте. Максимальный размер компенсации будет также составлять 600 евро.