Нужен ли закон для гомеопатии
Продажу таких средств могут отделить от традиционных лекарств
Меморандум комиссии Российской академии наук по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, который признал гомеопатию лженаукой, наделал много шума: общество раскололось на два лагеря, эксперты не устают спорить об эффективности этого вида лечения. Они, впрочем, уверены, что закона о запрете гомеопатии не будет: доказанного вреда от неё нет, а выбор лекарственных средств остаётся на усмотрение самого покупателя. Главное, чтобы тот был предупреждён — такие препараты не прошли клинических испытаний.
Эффективность научно не подтверждена
В первую очередь учёные призывают не путать гомеопатию с фитотерапией: в сознании многих укрепилась мысль, что традиционные лекарства — это «химия», а гомеопатия отдаёт предпочтение натуральному. На самом деле исходные вещества для таких препаратов могут быть и животного, и растительного, и химического происхождения. Ведь смысл этой альтернативы медицинской практики заключается в применении сверхмалых доз веществ, которые в больших объёмах вызывают у пациента признаки данной болезни. То есть при отравлении металлом гомеопат предложит принять препарат с суперкритическим разведением этого же металла — подобное лечится подобным, считают такие практики.
Правда, научных доказательств эффективности этой методики за более чем 200-летнюю историю её существования, нет до сих пор. К примеру, австралийский совет по медицинским исследованиям в 2015 году, проанализировав почти 2 тысячи публикаций, постановил, что ни один качественный эксперимент «с достаточным размером выборки не подтвердил, что гомеопатия вызывает большие изменения здоровья, чем плацебо». В 2010 году к такому же заключению пришёл и комитет по науке и технологиям британского парламента. А Федеральная торговая комиссия США попросила производителей гомеопатических средств информировать потребителей о том, что доказанной терапевтической ценности у препарата нет.
Именно об этом и идёт речь в меморандуме комиссии Академии наук — запрета или ограничения продажи гомеопатических средств никто не предлагает, напомнил «Парламентской газете» замдиректора Института проблем передачи информации РАН Михаил Гельфанд. «Это сдержанный текст, который называет вещи своими именами и предлагает конкретные меры по исправлению ситуации: в частности, учёные рекомендуют указывать на упаковках, что эти препараты являются гомеопатическими и медицинское сообщество не располагает доказанной клинической эффективностью и показаниями к их применению», — сказал он. Единственный случай, при котором терапия гомеопатическими средствами принесёт пользу, по его мнению, — это лечение ипохондриков. Здоровые люди, которые хотят вылечиться от не имеющихся у них заболеваний, лучше принимать гомеопатические препараты — вреда они не нанесут.
Дело в том, что такие лекарства не проходят клинических испытаний по стандартным протоколам. Испытания препаратов бывают двух сортов: одни доказывают безвредность, другие эффективность. Безвредны они по определению, поскольку не содержат действующего вещества. Вред же может состоять в том, что пациент упустит время для лечения серьёзной болезни традиционной медициной. А вот вторую стадию клинических испытаний, при которой на опытной и контрольной группах тестируют лекарство и «пустышку», гомеопатические препараты у нас не проходят. Поэтому эксперт считает разумным предложение комиссии РАН о продаже гомеопатических средств за отдельным прилавком, чтобы они не «смешивались» с традиционными лекарствами.
Глава думского Комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов и вовсе предлагает продавать альтернативные медпрепараты в специализированных гомеопатических аптеках. «Я бы разделил продажу этих средств, не подменял бы продажу обычных препаратов коробочкой, которая не имеет доказанного эффекта и продаётся в тех же самых аптеках», — сообщил депутат. В России действительно работают отдельные гомеопатические аптеки — только в Москве, к примеру, их шесть.
Точку в споре поставит Минздрав
А вот в Российской ассоциации аптечных сетей считают, что разделять препараты не совсем корректно: по словам исполнительного директора организации Нелли Игнатьевой, гомеопатические лекарственные препараты на территории нашей страны регулируются теми же нормами законодательства, что и традиционные. И все они проходят контрольно-разрешительные процедуры, прежде чем попасть на полки аптек. «Единицы гомеопатических средств, которые производят сами аптеки, даже проходят клинические испытания», — рассказала она. Средняя стоимость такого лекарства не превышает ста пятидесяти рублей, а покупатели, как правило, — постоянные клиенты. «Что заставляет задуматься о том, что кому-то эта методика помогает», — говорит Игнатьева.
В Госдуме тем временем разделяют мнение учёных о том, что гомеопатия не является наукой. Так, член Комитета по охране здоровья Алексей Куринный подчёркивает, что является сторонником исключительно традиционного лечения. «Но если кто-то очень верит в чудодейственность гомеопатии, почему бы и нет: эффект на организм оказывает не только химия, но и психология», — отмечает депутат.
Куринный уверен, что никакого закона о запрете обращения гомеопатических средств не будет. «А лишняя шумиха только нагнетает обстановку вокруг этой медицинской доктрины, которая и так не востребована», — считает парламентарий. В аптеках непопулярность гомеопатических средств подтверждают: в их ассортименте доля таких лекарств не превышает половины процента, а в обороте продаж — одного процента. Более того, за последние четыре года россияне покупают эти средства всё меньше, привела данные Игнатьева.
Парадоксом остаётся, что, будучи признанной лженаукой, гомеопатию преподают в российских вузах. Комиссия РАН в меморандуме рекомендовала организациям, реализующим образовательные программы в сфере здравоохранения, свернуть программы повышения квалификации по гомеопатии и иные курсы, включающие этот раздел. В самой Академии наук при этом подчёркивают, что не выступают против гомеопатии — этот вопрос не рассматривался ни на президиуме, ни на самой Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, рассказал академик РАН, заслуженный деятель науки Сергей Колесников.
«Однако меморандум был подписан главой комиссии. Но это ни в коем случае не позиция всей академии. Я, как учёный, не поддерживаю никакие запреты в области гомеопатии — это просто один из разделов медицины, а этот документ я бы рассматривал лишь как письмо обеспокоенных граждан, таких писем в нашей истории было немало», — сообщил Колесников, добавив, что не видит смысла лишать пациентов веры в лекарства. По его словам, резкие изменения в сфере обращения гомеопатических средств лишь вызовут беспокойство у граждан, привыкших к их применению.
Позицию Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований о гомеопатии «Парламентской газете» прокомментировал её председатель Евгений Александров: