Петербург забыл о статусе криминальной столицы
Глава городской полиции первым отчитался перед депутатами Заксобарния о проделанной за год работе
Начало года в петербургском парламенте — это всегда череда отчётов за прошлый год, с которыми выступают омбудсмен, глава Контрольно-счётной палаты и так далее вплоть до губернатора. А первым на трибуну Заксобрания вышел начальник ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти Сергей Умнов.
По словам генерал-лейтенанта Умнова, беспокоиться горожанам особо нечего: количество преступлений в Петербурге много лет снижается и 2016 год не исключение. Так что о звании криминальной столицы России можно окончательно забыть.
«Петербург относится к категории наименее криминогенных субъектов федерации по такому критерию, как уровень преступности», — пояснил Умнов. На 100 тысяч жителей в городе приходится 1002 преступления, в то время как в среднем по России — 1474.
«Мониторинг общественного мнения свидетельствует, что 60 процентов граждан чувствуют себя защищёнными и в целом удовлетворены работой полиции, — привёл приятные цифры начальник главка. — Население готово искать поддержку у органов внутренних дел».
На депортацию денег нет
Одна из главных задач, на которых сосредоточились в прошлом году полицейские, — это борьба с нелегальной миграцией, ведь эти функции были переданы МВД после упразднения Федеральной миграционной службы. Штрафы за нарушение правил пребывания в России накладывались 40 тысяч раз, причём около тысячи раз их выписывали юрлицам: по мнению правоохранителей, бороться с теми, кто привлекает на работу нелегалов, намного эффективнее.
Денег, как выяснилось, не хватает. Зато вклад иностранцев в преступную жизнь Петербурга минимальный. Хотя с ними связано каждое девятое преступление, в основном это мелочь. Так, треть их деяний — это использование заведомо подложных документов, как правило регистрационных.
Межэтническая разборка в Петербурге едва не вспыхнула всего один раз — на Софийской овощебазе, но её удалось предотвратить.
Впрочем, с мигрантами связано ещё одно важнейшее направление работы полиции: борьба с терроризмом.
«В мае были задержаны трое уроженцев Средней Азии, осуществлявших вербовку граждан для участия в боевых действиях на территории Сирии, — сообщил генерал. — Из числа желающих примкнуть к рядам боевиков на контроле находятся 35 россиян и 23 представителя стран Содружества. Также наш регион является привлекательным для граждан других стран, которых разыскивают за совершение преступлений террористической направленности. В течение года было задержано восемь таких персон, пытавшихся затеряться в потоке приезжих».
В начале ноября пресечена деятельность ячейки запрещённой в России организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Задержано шесть её активных участников, добавил главный полицейский.
Всего же за год полиция пресекла 47 экстремистских проявлений, хотя год назад их было 15. Рост статистических показателей Умнов связал с активностью граждан в Интернете: по его мнению, Всемирная паутина — основной поставщик деструктивной идеологии.
Кризис диктует
Экономическая ситуация в стране повлияла на интересы преступников. Так, они теперь чаще выбирают своей целью ювелирные магазины, салоны сотовой связи, финансовые учреждения. И тут полиция пока не может похвастаться своей эффективностью: раскрывается лишь половина грабежей и две трети разбойных нападений.
Похоже, кризис начал воскрешать и методы 90-х годов по улаживанию конфликтов. Так, после многих лет снижения числа убийств и покушений на убийства их количество вдруг выросло на 4,5 процента.
«Но это нельзя рассматривать как негативную тенденцию, — призвал Умнов. — В каждом третьем случае убийц задерживали на стадии приготовления или покушения».
Например, из девяти готовящихся заказных убийств удалось предотвратить пять: заказчиков или исполнителей задержали на стадии подготовки, и люди остались живы.
Вообще, раскрываемость по убийствам составила 89 процентов, а по нанесению тяжкого вреда здоровью — 81 процент.
Умнов напомнил о раскрытых резонансных преступлениях: задержаны те, кто убил сотрудника транспортного ОМОНа. А убийцу журналиста Дмитрия Циликина нашли всего за неделю.
Кризис вынудил полицейских сосредоточиться на преступлениях в сфере экономики: их зафиксировано 2700, предварительно расследованы 1500. Причём 228 раз ловили за руку тех, кто хотел нажиться на освоении бюджетных средств, и 71 раз — на выполнении государственного заказа. Вскрыто 54 факта злоупотреблений в ЖКХ. В оборонной промышленности зафиксировано 29 преступлений. К ним можно прибавить 159 налоговых преступлений, из которых треть уже раскрыта.
На фронте борьбы с коррупцией тоже есть успехи. Хотя подобных преступлений зафиксировано меньше, чем год назад — 538 против 570, на взятках взяли больше народу: 232 в прошлом году и 265 в этом.
«Положительная динамика обеспечена за счёт берущих на лапу», — пояснил Умнов.
Полиция и нравы
А вот в борьбе с проституцией у полиции пока успехов нет. Дам с пониженной социальной ответственностью в кризис всегда становится больше — рекламой секс-услуг разукрашены столбы по всему Питеру. Впрочем, по мнению Умнова, бороться с расклеенными бумажками — дело не полицейских, а тех, кто занимается благоустройством. А стражи порядка должны пресекать преступления. Их в области нравственности в прошлом году совершено 1,5 тысячи, возбуждено 36 уголовных дел по организации занятия проституцией.
«Однако работу полиции в этой области я считаю неэффективной», — вздохнул генерал.
Причиной этого начальник главка назвал мизерные штрафы: на жриц любви и сутенёров они не оказывают существенного воздействия. «Тут бороться можно только экономически, — уверен Сергей Умнов. — Надо выбивать почву из-под ног данной категории лиц».
Спикер Законодательного Собрания Вячеслав Макаров тут же призвал полицейских подготовить соответствующие поправки в законодательство и пообещал, что депутаты их немедленно рассмотрят.
Вопросы из зала
Алексей Цивилёв спросил, не повлияет ли нехватка полицейских на своевременное реагирование в случаях домашнего насилия.
- Закон подписан, мы будем его исполнять, — пообещал генерал. — Уголовная ответственность или административная — полиция будет обязательно реагировать на каждое сообщение. Но всё-таки полиция — это последняя инстанция. Есть органы опеки, различные организации, которые должны заниматься профилактикой.
Юрий Гладунов поинтересовался борьбой с угонщиками.
- Надо заниматься профилактикой, — ответил Умнов. — Увеличивать количество охраняемых парковок. Разбираться с авторазборками — на каком основании они вообще существуют. Ставить видеокамеры — если в Петроградском районе мы можем отследить, куда прошла машина, то в Приморском, Калининском и других это пока невозможно. Но всё это — задача не только полиции, но и власти.