Транспортных хулиганов УК «зацепит» к весне
Законопроект об ужесточении наказания для дебоширов на всех видах транспорта Госдума может принять уже в марте
Депутаты Государственной Думы планируют в феврале принять во втором чтении законопроект, дополняющий статью Уголовного кодекса «Хулиганство» новым составом — «на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на транспортном средстве общего пользования».
Полетел на море — приземлился на нары
Изначально поправки были ориентированы исключительно на авиадебоширов. Законопроект был внесён в Государственную Думу ещё в 2011 году, но после обсуждения депутаты профильного комитета решили расширить его действие на все виды транспорта. «Когда хулиганят на улице — это одно дело, другое дело — в замкнутом пространстве, это повышенная опасность. Должна быть соответствующая норма в Уголовном кодексе», — пояснил председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников («Единая Россия»).
Таким образом, наказание за «хулиганку» на борту самолёта или в салоне автобуса станет суровым — пять лет лишения свободы. При оказании сопротивления представителю власти и другому лицу, охраняющему общественный порядок, наказание увеличится до семи лет. Применение оружия или взрывчатых веществ грозит максимальной мерой в восемь лет заключения. Кроме того, весь нанесённый урон будет возмещаться нарушителем. Окончательно в третьем чтении законопроект могут принять уже в марте этого года.
По действующему законодательству привлечь граждан за происшествия на транспорте можно только по статье 20.1 Кодекса об административных правонарушениях «Мелкое хулиганство». Наказание достаточно мягкое: штраф до 2,5 тысячи рублей или административный арест на срок до 15 суток. Инциденты с авиадебоширами происходят регулярно, после чего внимание к этой проблеме усиливается. Не далее, как вчера, 30 января, турист из России спровоцировал драку на борту авиалайнера «Британских авиалиний», следовавшего из Лондона в Бангкок. Подвыпивший мужчина решил с кулаками проложить себе дорогу через очередь в туалет. Усмирять его пришлось не только бортпроводникам, но и пассажирам. При этом по приземлении тайские полицейские не стали задерживать дебошира.
По мнению председателя Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослава Нилова (ЛДПР), ужесточать ответственность за нарушения на борту самолётов необходимо, но проблема кроется в другом — существующая сегодня ответственность крайне редко применяется.
«В каждый самолёт полицейского не посадишь, а командир не наделён правом задерживать дебоширов. Кроме того, если самолёт летит в другую страну, то власти этого государства претензий к пассажиру не могут иметь, так как он хулиганил не на их территории», — пояснил «Парламентской газете» депутат. Он напомнил, что ещё в 2013 году ЛДПР предложила ввести чёрные списки авиадебоширов и передать функции по их ведению авиакомпаниям. Таким образом, перевозчики будут заинтересованы в отсеивании этих пассажиров, при этом не потребуется привлекать государство к решению проблемы.
«Уголовные сроки и дальнейшее наполнение тюрем проблемы не решит», — считает член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Олег Нилов («Справедливая Россия»). По его мнению, транспортных хулиганов следует привлекать к многочасовым общественным работам, а не содержать в тюрьмах за счёт государства. Авиадебоширам следует выписывать крупные штрафы и компенсировать убытки авиакомпаний за счёт конфискации их имущества.
«Это будет намного эффективнее, кроме того, введение дополнительной уголовной ответственности за хулиганство в трамвае противоречит недавней политике по либерализации УК и декриминализации некоторых статей», — подчеркнул он.
Зацепер станет преступником
Парламентарии также не обделят вниманием хулиганов, которые мешают движению транспорта, не находясь в нём непосредственно. В планах Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству к середине февраля разработать законопроект об уголовной ответственности «зацеперов» и любителей покидать камни в поезда, либо ослеплять пилотов самолётов лазерными указками. По словам Крашенинникова, такие действия сильно влияют не только на движение транспорта, но на жизнь, права и здоровье конкретных граждан.
«У нас есть серьёзные вопросы по битью стекол на железной дороге. РЖД нам предоставили данные, что за прошлый год было около 100 случаев, когда забрасывали камнями вагоны. Есть у нас ещё случаи на воздушном транспорте — лазерные указки, такие случаи периодически возникают», — добавил он.
Пока штрафы за «зацепинг» просто смешные, иногда дешевле стоимости поездки на электричке, да это ещё и с условием, что тебя должны поймать. Если это всё-таки происходит, вам выпишут штраф в 100 рублей на железных дорогах общего пользования и 500 рублей за проезд снаружи трамваев и безрельсового транспорта. Забрасывание поездов камнями также расценивается, как «мелкое хулиганство».
Из-за отсутствия федеральных мер субъектам России приходится бороться с «зацепингом» через региональное законодательство. Законопроект о повышении штрафов для «зацеперов» до 5 тысяч рублей может быть вынесен на рассмотрение Мосгордумы в течение нескольких недель.
«Действующие штрафы никого не останавливают. Поэтому наше предложение — поднять штраф до пяти тысяч рублей. Причём основная задача — не оштрафовать, а не допустить совершения этого правонарушения. Сейчас мы ждём предложений от транспортной прокураторы и органов исполнительной власти города, после чего внесём корректировки в наш документ», — рассказал глава Мосгордумы Алексей Шапошников. Другие регионы уже давно ввели повышенные штрафы. Рекордсменом по России в данный момент является Нижегородский метрополитен, где начиная с 2013 года штраф для зацеперов составляет от 1000 до 3000 рублей.
Ещё материалы: Павел Крашенинников, Ярослав Нилов, Олег Нилов